Несколько лет назад, вскоре после открытия обновленного зала боевой и трудовой славы районного совета ветеранов, в его стенах состоялся памятный многим огонёк. На встречу пришли ранее передовые колхозники, а ныне пенсионеры соревновавшихся в советские времена хозяйств – «Комсомолец» и «За мир и труд». Десятки знакомых лиц увидела я в празднично убранном зале и в числе первых – Петра Никоноровича Ярыгина.

Меня потянуло к нему будто магнитом. Подошла, поздоровалась. Минута узнавания – и последовали крепкие объятия, дружеские рукопожатия, взволнованные слова. Слезы радости блеснули в глазах седовласого, но по-прежнему подтянутого, бодрящегося собеседника. Мне же вдруг стало тепло от встречи с человеком, которого давно знаю, ценю и уважаю по-особому.

Почему? Может, потому, что Петра Никоноровича считали надежным другом в нашей семье. А, может, потому, что о нём как о толковом руководителе отзывался мой родственник – Иван Яковлевич Синица. Он был в 70-е годы инженером-строителем в колхозе «За мир и труд» и по вопросам производственным часто советовался с председателем Ярыгиным. О нем немало добрых слов довелось услышать и от супругов Гуркаловых, съевших с предом не один пуд соли, когда вместе трудились на общей ниве.

Повлияло и другое обстоятельство. В конце 70-х годов мне, начинающему корреспонденту районной газеты, редактор нередко поручал написать о делах в «За мир и труде» – и не только уборочных. Ездила я на огород, мехток, фермы, встречалась со специалистами разных уровней. Доводилось консультироваться и у самого Петра Никоноровича. Если он назначал встречу в председательском кабинете, то был пунктуален. Причем не отмахивался от меня как от несмышленыша, а говорил уважительно, откровенно, на равных, что очень импонировало мне: значит – доверяет. И такое доверие нельзя было не оправдать.

Годы спустя об этом свойстве натуры П.Н. Ярыгина я заговорила с его единомышленниками.

В.Д. Мироненко: «Четверть века Петр Никонорович отдал колхозному производству. Я заведовал мастерскими и помню обстановку на планерках, заседаниях правления. Какие бы сложные вопросы ни обсуждали, Ярыгин никогда не кричал. Даже с провинившимися разговаривал ровно, спокойно. И в целом подобрал отличный работоспособный коллектив специалистов. Бережно относился к ним, растил. Впоследствии многих рекомендовал на руководящую работу, как Геннадия Радуля, Владимира Гуркалова, Александра Гетманенко, Виктора Трощия…».

В.Г. Шитик: «Как агроном-энтомолог я только 4 года проработал под руководством Ярыгина. Председатель доверял, но и спрашивал по справедливости, как подобает старшему. Мы ведь с Валентином Мироненко выросли без отцов. Наши погибли на фронтах Великой Отечественной. А в лице Петра Никоноровича видели настоящего батьку».

Думаю, по-иному Ярыгин и не мог относиться к молодежи, поскольку сам прошел через непростые «университеты». И первые из них были в родном селе Зуевке, что в Куйбышевской области. Здесь в конце апреля 1927 года появился на свет Петр. Начинали цвести сады. И с тех пор их аромат и вдохновлял, и пьянил паренька, и дарил в день рождения добрую надежду.

С верой на лучшее переселилась семья Ярыгиных на Кубань, в станицу Новолеушковскую. Весной 1941-го уже крепко стали на ноги, работали в колхозе, радовались дружному цветению садов в округе, но грянула война. На её финише Петра, вчерашнего девятиклассника, тоже призвали в армию. О том времени напоминает земляку первая и, по словам дочери Татьяны, очень дорогая ему награда – медаль за победу над Германией.

Демобилизовавшись, П. Ярыгин вернулся в Новолеушковскую. Судьба уготовила общительному, смышленому парню ответственную стезю – он стал комсомольским работником. Был и заворгом, и вторым секретарем РК ВЛКСМ. Тогда, а это был 1952 год, познакомился Петр с семьей Медведевых, родственниками нынешнего премьер-министра России.

– Дед премьера Афанасий Федорович был первым секретарем Новолеушковского райкома партии. Его сын Анатолий преподавал в школе, дочь Светлана училась там же. Первый был очень дисциплинированным, ответственным руководителем и того же требовал от подчиненных. Но при этом – прост в общении, доступен, – рассказывал П.Н. Ярыгин, помогая мне в сборе материала для публикации о Медведевых.

Но собеседник скромно умолчал о другом: перечисленные черты воспринял и сам, работая уже в Павловской – вначале секретарем парткома, потом – заместителем председателя колхоза «За мир и труд». Вернувшись с сессии в сельхозинституте, П.Н. Ярыгин попал из огня да в полымя. Колхозники избрали его руководителем. Было это в начале 1961 года.

Нелегкое наследство принял от предшественника Петр Никонорович. Четыре председателя сменились до него, по разным причинам не вникая в тонкости производства. Хозяйство то и дело лихорадило как тяжелобольного.
Картина была удручающей. На фермах – бескормица, корпуса СТФ и МТФ полуразрушены, не хватало электроэнергии. В распутицу не было дорог с твердым покрытием, и на фермы и бригады добирались на металлических санях, которые тянули тяжелые гусеничные трактора. Зерно хранили под открытым небом, от чего урожай нередко портился. Контора колхоза ютилась в старой хате на углу улиц Пушкина и Шевченко. Не было ни автогаража, ни мехмастерских.

Но болеющий всей душой за дело Петр Никонорович не привык пасовать перед трудностями. Обладающий интуицией председатель начал с подбора грамотных специалистов, сплотил их. И закипела работа.

Чтобы сохранить поголовье скота, организовали завоз кормов из соседних районов. Запустили для молодняка цех по выращиванию зеленой массы на гидропонике.

Весной, когда в белую кипень оделись сады, на правлении решили – оборудовать мехток в заречной части станицы. Ярыгин сам все выверял, чертил, где строить склады, нории, загрузочные ямы и лично контролировал объект. К уборке урожая комплекс был готов. Он и сейчас работает. Как четкий часовой механизм, столько лет!

Конец 60-х – начало 70-х годов. Это было удивительное время. Павловская менялась на глазах. Сносили старое, строили новое. И в колхозе «За мир и труд» – тоже. За счет роста урожайности сельхозкультур и продуктивности животных увеличивался доход, а вместе с ним – и основные средства. Закупили технику, транспорт, возвели для них ангары, мастерские, за рекой Сосыкой построили детсад, Дом культуры, здание правления…

Петр Никонорович буквально пробил газификацию микрорайона. Председатель умел убеждать начальников весомыми доводами, преодолевать бюрократические препоны. Вот что написал по этому поводу В.Ф. Гуркалов в своей книге «Годы созидания»: «Тогда ходили слухи, что в заречной части Павловской будет зона отдыха со стадионом, а кладбище перенесут. П.Н. Ярыгин критиковал эти проекты на всех уровнях, не побоялся застроить пустырь производственно-социальными объектами, связав их асфальтированной дорогой с центром».

Не оставался колхоз в стороне и от значимых для района дел – участвовал на долевых началах в обустройстве базы МСО, возведении комбикормового завода, пионерлагеря в Анапе, лечебного корпуса ЦРБ… «За мир и труд» финансировал и расходы футбольной команды «Урожай», когда она под руководством тренера А.Н. Сочнева играла в чемпионате СССР.

Петр Никонорович помогал колхозникам строиться. Лес заготавливали сами в районах Севера, привозили сюда, обрабатывали на колхозной пилораме. И многие труженики стали возводить себе не хаты под камышом, а современные дома. Таких немало появилось на улицах Спартаковской, Гражданской, Береговой…

Когда на рейсовом автобусе № 4 еду со своего нового поселка в центр Павловской мимо этих дворов, мысленно спрашиваю: «А помнят ли станичники, живущие в заречной стороне, кому обязаны они благами цивилизации? Знают ли, сколько сил, здоровья стоило Ярыгину решение вроде бы мелких социальных проблем?».

Петр Никонорович очень скромен и с выходом на пенсию многими забыт. После смерти жены живет с семьей дочери Татьяны, общается с сыном Владимиром, внуками. Да и не любил он никогда выставлять свои заслуги напоказ. Хотя есть чем гордиться! Ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции не всякому давали. Замечу, что наработанный Ярыгиным потенциал и годы спустя позволил хозяйству войти в число трехсот лучших в России.

… Накануне Первомая в дом Петра Никоноровича придет праздник. Хозяину исполнится 90 лет. Славная дата! И мне так хочется, чтобы вместе с ароматом цветущих садов в окна ворвался ветер и принес добрые вести. И чтобы весь юбилейный день не умолкал телефон и звучали здравицы в честь Петра Никоноровича.

Л. Репенецкая.

 

Работал с полной отдачей

Петр Никонорович Ярыгин родом из Куйбышевской области (ныне Самарская). Родился 27 апреля 1927 года. За три года до начала Великой Отечественной войны родители вместе с шестью детьми переехали в станицу Новолеушковскую. Жили бедно, дети рано начали работать в колхозе.

С первых дней войны отец семейства ушел на фронт. В сорок третьем после тяжелого ранения умер в госпитале. Петра, 17-летнего паренька, призвали в армию. Это был последний военный призыв. Воевать не пришлось, сопровождал боеприпасы, охранял военные объекты. Вернулся из армии в 1952-м году. Работал в заготконторе, вторым секретарем Новолеушковского райкома комсомола, заочно закончил Кубанский сельхозинститут. На последнем году учебы был избран секретарем парткома колхоза «За мир и труд», а затем единогласно – председателем этого хозяйства. Колхозники не ошиблись. 24 года он возглавлял предприятие. Много сделал для его укрепления.

Первыми помощниками руководителя были специалисты В.Ф. Гуркалов, В.М. Гусев, А.Н. Гуйда, Д.Ф. Диброва, В. Д. Мироненко, И.Д. Савоцкий, А.Н. Михедова, Н.Н. Пиута, Р.Ф. Удалая, парторг И.Н. Лондарев, комсорг Ю.С. Зайцев, зав. МТФ И.Р. Долгов, доярка Р.С. Василяко, телятница М.Г. Байдужая, птичница Л.П. Жук. Можно перечислить и других людей, благодаря которым развивалось хозяйство.

Петру Никоноровичу пришлось от зари до темна объезжать фермы, бригады на «линейке» или верхом на лошади. Начинал работу с посещения в четыре утра дойки коров, затем бывал на других участках. Все производственные процессы он держал под строгим контролем.

Благодаря председателю укреплялась материально-техническая база. Строились фермы, склады, мастерские, кормохранилища, увеличилось поголовье животных и птицы. К полевым станам и фермам пролегли асфальтированные дороги. Росло производство как растениеводческой, так и животноводческой продукции. За высокие успехи колхоз стал участником ВДНХ.

Одна из забот председателя была – социальная сфера. За счет хозяйства благоустраивалась заречная часть Павловской. Был построен клуб, детский сад. Колхоз внес немалую лепту в строительство нового здания районной больницы, в телефонизацию заречной части райцентра и её газификацию.

Труд Петра Никоноровича был отмечен орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть» и другими наградами.

Ветеранская организация нашего хозяйства от всей души поздравляет Петра Никоноровича с юбилеем. Здоровья вам и побольше радости в жизни!

Н. Мышко,

председатель ветеранской организации   ОАО «Племзавод «За мир и труд».