Евгений Романович КИСИЛЬ – один из создателей нашего школьного музея «Малая родина». В 1944 году семнадцатилетний паренек окончил девять классов СШ № 1 и при районном военкомате прошел обучение в снайперской школе. Он воевал в Западной Украине и Польше. Служил целых семь лет. Демобилизовался в 1951-м в звании ефрейтора.

Трудился учителем рисования и черчения в школе имени Луначарского (СШ № 12), художником-оформителем – на сахарном заводе, в районном Доме культуры. Решил получить образование и в 1958 году окончил учебу в Ростовском художественном училище как скульптор-исполнитель. До ухода на заслуженный отдых Евгений Романович преподавал в детской художественной школе, в открытии которой он принял активное участие. Его не стало в 2010-м.

Павловчанин оставил о себе светлую память. Его ученики, коллеги, земляки говорят о нем, как о мудром, добром, эрудированном, честном человеке. Евгений Романович – автор нескольких сот скульптурных произведений, посвященных людям Павловской, Кубани (самый известный, пожалуй, монумент «Комсомольская слава» на ул. Горького).

Школьный музей гордится тем, что в наших стенах хранятся скульптуры знаменитого земляка. Их – двадцать пять. И каждая заслуживает особого внимания. Одно из его творений называется «Данко». Это очень интересный экспонат, который привлекает внимание многих посетителей. Еще при жизни Евгений Романович, друг нашего музея, рассказал историю создания скульптуры. А дело было так. Служил Е.Р. Кисиль после войны в Велико-Лукской области, недалеко от деревни Чернушки. Там был похоронен Герой Советского Союза Александр Матросов, закрывший грудью вражеский дзот и обеспечивший своим храбрым поступком наступление солдат подразделения. После войны в 1948-м по просьбе трудящихся решили перезахоронить прах героя, находившийся в болотистой местности, в Великих Луках. Во время той памятной эксгумации в почетном карауле стояли солдаты, среди которых был и Евгений Романович. Когда достали Матросова, хирург начал делать замеры разверзнутой грудной клетки. Павловчанина и близко стоящих людей пора­зили густые алые капли крови павшего (тело хорошо сохранилось в болотистой почве, без доступа кислорода). В голове будущего скульптора чиркнула мысль: «Данко!». Вот такая ассоциация! Горьковский юноша, вырвавший из груди свое сердце, чтобы осветить дорогу заблудившимся людям, и Александр Матросов, отдавший свою жизнь почти так же!

Е. Филобок, учитель истории и кубановедения СШ № 2.