Воскресное утро 22 июня 1941 года. Огненный вал взрывов внезапно прокатился по Брестской крепости. Били по казармам, по домам, где спали женщины и дети… Фашисты бомбили так, чтобы вселить ужас, смятение, посеять панику, заставить сдаться пограничный гарнизон.

Но советские воины дрались насмерть. Даже враги были потрясены мужеством, самоотверженностью, силой духа наших солдат. Более половины того срока, что гитлеровские генералы наметили для уничтожения СССР, почти месяц фашисты простояли у стен одной только цитадели под Брестом….

На политой кровью белорусской земле я с учениками в свое время бывала не раз. Когда мы ходили группами по территории комплекса, то стояла звонкая тишина. Казалось, что шелестела не только трава, но и камни, крепость дышала. Каждый из нас тогда прочел надпись на стенах «Мы еще вернемся». То пророчество сбылось. Наши войска действительно победоносно вернулись сюда в июле 1944 года.

…Атаманец Андрей Захарович Сагунов, будучи двадцатилетним, проходил службу в крепости. В первые же часы Великой Отечественной войны был захвачен в плен. Все четыре года до своего освобождения работал в шахтах, на стройках фашистской Германии. Как он сам не раз рассказывал на встречах в школе, что выжил чудом. Да, он выжил, работал в колхозе, в 2010 году отметил девяностолетие среди детей и внуков…

В наступающий День памяти и скорби я всегда вспоминаю подвиг обороны 12 городов-героев. А вот 13-я в этом списке Брестская крепость – символ верности Родине, истинной храбрости и человеческих возможностей.

Л. Ващенко, ветеран-педагог. Ст. Атаманская.