Помню, в 50-е-60-е годы территория, где сейчас школа № 3, Свято-Успенский храм и детский сад, была пустырем. Паслись там домашний скот и птица. Называлось это место Шевченковская площадь. Рядом с перекрёстком улиц Пушкина и Шевченко стоял небольшой домик, в нём находилось правление колхоза «За мир и труд».

На площади летом проводилась сельхозвыставка. Колхозы, совхозы и артели представляли и продавали быков и коров, лошадей, свиней, огромных карпов в аквариумах, птицу и продукты растениеводства. К выставке приурочивали и выступления казаков. Лошадей в те времена было много, и в каждом хозяйстве имелись бравые и крепкие мужики, в основном вернувшиеся с фронта, прошедшие определенную подготовку. Они участвовали в скачках с препятствиями, показывали технику джигитовки.

Собирали по несколько скакунов, на плечи верховых вставали наездники, затем уже на их плечи забирались следующие, и такая «этажерка» возводилась, покуда на макушке не оказывался один казак с шашкой. Потом эта пирамида объезжала по периметру площади, а верхний казак показывал разные приемы владения холодным оружием.

Мы тогда были малышами. Почему-то запомнился казак по фамилии Ванжа. У него имелся свой собственный конь Орлик. Во время представлений на площади павловчанин показывал зрителям чудеса джигитовки и дрессировки. Под брюхом у Орлика пролезал, соскакивал на землю и опять прыгал на мчавшегося красавца. Делал в седле стойку на руках. Опять же, стоя на лошади, рубил лозу. Падал на траву, а его Орлик ложился рядом. Ванжа заползал на седло, изображая раненого, скакун поднимался и нёс хозяина.

Если родственники или знакомые казака-фро­нто­вика остались в районе, просьба отозваться и описать в газете всё, что известно о нем. Он это действительно заслужил.

А. Оленцов. Ст. Атаманская.