А.И. НЕХАЕВ – индивидуальный предприниматель из Павловской. Рыбоводством занимается с 2001 года, когда у него в аренде появился водоем у хутора Пушкина-2, в так называемой балке Очеретоватой.

– Площадь его 38 гектаров, – говорит Алексей Иванович, – с 2011-го взял с компаньоном, А.Н. Малушко, еще один водоем – участок реки Тихонькой возле села Краснопартизанского. Его площадь гораздо больше – 113 га.
– Что заставило заняться именно рыбой?
– Первоначально хотел сделать базу отдыха у пруда, а потом постепенно втянулся в это дело.
– Вам и другим рыбоводам доводят определенные задания по вылову и реализации. Насколько сложно их выполнять?
– В 2016-м для пруда на балке Очеретоватой план был 22 тонны. Фактический результат – 20 тонн. Немного недобрали до нужного результата, хотя ничего и не мешало. Для второго водоема (113 га) план – 50 тонн – вообще не выполнили из-за проблемы с дамбой у бывшего пионерлагеря «Волна». Дамбу, напомню, повредили жители Краснопартизанского, о чем рассказывалось в «Единстве». Из-за указанного повреждения произошел замор рыбы. Теперь там предстоит осенняя путина.
– Решили вопрос с дамбой?
– Конечно, ремонт мне и А.Н. Малушко обошелся в 170 тысяч рублей, хотя формально гидротехническое сооружение принадлежит Павловскому сельскому поселению.
– Какую рыбу разводите и где её реализуете?
– Из упомянутых 20 тонн основная часть – толстолобик, остальное – карп, сазан и амур. Все, что выловили, продали на рынке. Можно было сдать перекупщикам, но они предлагают крайне низкие цены.
– Какую проблему считаете самой сложной в «рыбном» предпри-нимательстве?
– Ту, что связана с реализацией улова. Из-за большой конкуренции со стороны браконьеров непросто найти покупателей. Эти люди ловят рыбу нелегально, и поскольку она достается им легко, позволяют себе демпинговать – продают за полцены. Тот же карась у них стоит до 30 рублей за 1 кг, толстолобик – 60, сазан – 120 рублей. Хотя рыночная цена сазана – 180 рублей за кг.
Ведь у браконьера нет совершенно никаких расходов в отличие от законопослушного рыбовода. Я вот, к примеру, взял в этом году три тонны сеголетки – отдал за них 480 тысяч рублей. А 1 млн личинок стоит 30 тысяч рублей. Выживут из них до сеголетки в 30-40 г не больше четверти. Плюсовать сюда надо затраты на налоги, аренду водоемов, хозрасходы, транспортные издержки, стоимость инвентаря и т. д.
– Тем не менее – есть взаимопонимание с рыбаками-любителями?
– Ситуация последнее время улучшилась, но по-прежнему сказываются пробелы в законодательстве. В Госдуме сейчас, насколько мне известно, обсуждается законопроект о защите собственности. Теперь браконьеру будет грозить уголовная ответственность. Когда я задерживаю такого горе-рыбака на своем водоеме, задаю ему всегда один и тот же вопрос: «Я в твой огород когда-нибудь залазил?!». В ответ тот только смущенно опускает глаза.
Вообще же – я всегда разрешал и буду разрешать ловить рыбу в арендуемых прудах тем, кто ничего не нарушает…