ИМЯ АНТОНА ФЕДОРОВИЧА ПЕРНАКИЯ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ ВПИСАНО В ИСТОРИЮ НАШЕГО РАЙОНА. ОН РОДИЛСЯ 30 ЯНВАРЯ 1899 ГОДА В ПАВЛОВСКОЙ, ВСЮ ЖИЗНЬ РАБОТАЛ В РАЙОНЕ НА РАЗНЫХ РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЯХ, УМЕР НА 81-М ГОДУ ЖИЗНИ И ПОХОРОНЕН НА СТАНИЧНОМ КЛАДБИЩЕ.
Антон Федорович любил народные песни, любил, когда собиралось застолье, подпевать негромким, приятным голосом, а то и просил спеть свою самую заветную – «Черный ворон, черный ворон, что ты вьешься надо мной…». И глаза его светло увлажнялись. Может быть, напоминала ему эта песня детство и раннюю юность, пришедшиеся на переломное, тревожное время. Может быть, особо трогали его душу воспоминания о Гражданской войне.
НА ТОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
Когда-то учительница А.Д. Тихомирова беседовала с Антоном Федоровичем о его богатом событиями жизненном пути. Вот что он рассказал ей о своей службе в Красной Армии с 1918 по 1921 год (цитирую по сохранившимся записям):
«В 1918 году на Кубани начали создаваться красно-партизанские отряды, и я вступил в станице Уманской в сформированный харьковский рабоче-крестьянский дивизион. Дивизион участвовал в ликвидации белогвардейских банд в станицах Челбасской, Брюховецкой, Переяславской… Потом дивизион соединился с 1-м Конным военно-революционным полком, а затем с Конным Кавказским отрядом Кочубея, участвуя в боях в предгорьях Кавказа. Помню Кочубея. Живой, энергичный человек, лихой наездник, умел увлечь и повести за собой массы.
… Нелегко давались победы, была и горечь отступления. Бои шли за боями. Приходилось бороться не только с врагами, но и с тифом. Под руководством С.М. Кирова были созданы транспортные отряды, раненых везли на верблюдах по берегу Каспия и Астрахани. Это был самый тяжелый путь отступления: голод, бездорожье, морозы, тиф. Казалось, это не будет побеждено… В Астрахани формировалась 33-я Кубанская дивизия, я был зачислен в кавалерийский отряд…».
В Павловскую А.Ф. Пернакий вернулся в 1921 году. Не давали покоя раны, полученные в боях, болели почки, отекли ноги. Но молодой организм справился с недугами, тому помог и характер Антона Федоровича, упрямый и настойчивый.
ВАЛЮСЯ
Антон Федорович брался за любую работу. Шли годы. В 1924 голу он поехал в Славянский район повидаться с родной сестрой, а возвратился оттуда с молодой женой – 20-летней Валей, Валюсей, так звал он её всю жизнь.
Становление молодой семьи, рождение детей совпало с глобальными переменами в жизни страны: коллективизацией, раскулачиванием, репрессивными 30-ми годами. А.Ф. Пернакий был избран членом правления первого крупного павловского колхоза «Путь хлебороба», а потом работал там же заместителем председателя.
К началу Великой Отечественной войны в семье Пернакий было уже двое сыновей-близнецов Володя и Боря. Антон Федорович не подлежал призыву в армию, так как с 1930 года был инвалидом, правая рука его была ампутирована до локтя. Он работал директором Павловского межрайонного Мельзаводоуправления. В 1942 году родился третий сын, которого, как и отца, назвали Антоном.
Когда в августе 1942 года началась эвакуация, отправилась в путь и семья Пернакий.Усадили старших мальчиков на подводу, маленький Антоша – на руках. Вместе с другими беженцами они двигались к предгорьям Кавказа. А недалеко от города Ессентуки попали под жестокую бомбежку.
Маленького Антона взрывной волной швырнуло с подводы в придорожные кусты, и это спасло ему жизнь. Тяжело ранило осколком Володю, а Валентине Николаевне оторвало ногу. Когда их доставили в больницу, мальчика спасти не удалось. Валентина Николаевна, несмотря на большую потерю крови, выжила, но всю жизнь потом ходила на протезе.
В Павловскую семья вернулась в первых числах февраля 1943 года. Надо было жить, залечивать телесные и душевные раны.
Несмотря на инвалидность, превозмогая боль и трудности, Валентина Николаевна снова хлопотала по хозяйству, растила сыновей. Антону Федоровичу же, работавшему в то время инструктором Павловского райкома ВКП(б), вдруг стали поступать недвусмысленные предложения от женщин, овдовевших в войну. «Зачем тебе жена без ноги, – напрямую говорили ему. – Я вот здоровая, красивая, сойдемся, у нас будет хорошая семья…». Он отвечал на это всегда одно и то же: «Свою жену я ни на кого не променяю. Она – мать моих детей, а мне – добрая жена и друг».
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Вскоре А.Ф. Пернакия избрали председателем новопластуновского колхоза имени Калинина. Опять снялось семейство с места, чтобы жить рядом с отцом, быть ему надежной опорой в трудах и заботах. Был это 1944 год, работали в колхозе от темна и до темна. Колхоз после немецкой оккупации «лежал на боку», кругом была разруха. Помните знаменитый советский фильм «Председатель»? Вот так всё и было. И начал Антон Федорович с того же, что и экранный Егор Трубников: требовал с нерадивых, гонял воров, помогал и подбадривал тех, кому было вовсе невмоготу.
И постепенно, год за годом, стал колхоз выкарабкиваться из бедности. Тяжелые, конечно, были те годы – военные, а потом и первые послевоенные. Измученный, голодный, плохо одетый, бедствующий колхозник работал не покладая рук, отдавая все, что вырастил, государству, не получая за свой труд сколько-нибудь приличной зарплаты. Но, пожалуй, никогда в другое время не было у селян такого трудолюбия и открытости, душевной щедрости, как именно в те годы, когда уже ожидалось приближение конца той жестокой войны.
И вот наступил 1949 год – особенный и в судьбе новопластуновского колхоза имени Калинина, и в судьбе его председателя: сразу пятерым колхозникам – братьям Петру Никитовичу Стратиенко (главному агроному) и Иосифу Никитовичу Стратиенко (бригадиру тракторной бригады), Филиппу Степановичу Сергиенко (бригадиру поле¬водческой бригады), Николаю Федоровичу Дубине (звеньевому полеводческой бригады) и Антону Федоровичу Пернакию были присвоены звания Героев Социалистического Труда. В документе о присвоении этого – самого высокого в СССР звания за трудовые достижения – говорится: «Герою Социалистического Труда Пернакий Антону Федоровичу. За Ваши исключительные заслуги перед государством, выразившиеся в получении в 1948 году урожая пшеницы 32.7 центнера с гектара…».
Кого-то не очень впечатляет цифра – 32.7. Тогда в колхозе имени Калинина не было ни минудобрений, ни разнообразной почво¬обрабатывающей техники, ни гербицидов и прочих химикатов, ни современных уборочных комбайнов, ни «армии» ученых агрономов. Вместо всего этого «джентльменского набора» было несколько старых тракторов да колхозные труженицы – лошадки. Но был умелый труд и колхозников, и руководителей. Так что не грех прикинуть, что и чего стоит. Поэтому 32-33 центнера пшеницы с гектара весомее нынешних 60.
Вместе с присвоением звания Героя А.Ф. Пернакий был награжден орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот». В Новопластуновской он работал до октября 1951 года, потом недолго возглавлял в Павловской «Главзаготсортзерно» (элеватор). А скоро семье Пернакий снова пришлось переезжать, на этот раз в станицу Веселую, где Антон Федорович стал председателем отстающего колхоза «Чонгарец». За те пять лет, что он был председателем, газеты (районная и краевая) не раз писали об Антоне Федоровиче как о руководителе, который умеет вывести колхоз из отстающих в передовые.
Антон Федорович всегда газеты читал от строчки до строчки. Особо обращал внимание на советы практиков, на объявления, смекал, как прикупить то, в чём нужда была у хозяйства. А нуждались во многом. При нем пробурили в Веселой артезианскую скважину, пришла хорошая вода в станицу. После того баню построили. Была большая потребность и в собственной мельнице, очень маялись люди: пшеницу, полученную на трудо¬дни, приходилось везти на мельницу в Екатериновскую по бездорожью. И транспорта вдоволь не было. А потому со временем в Веселой и мельницу построили. Но было это уже после того, как в колхоз с Севера пошел лес.
Вычитал Антон Федорович в газете, что в одном северном леспромхозе большая нехватка рабочих рук, и предлагают они лес за те самые руки. Поехал он в тот леспромхоз, договорился и, надо сказать, договариваться с людьми был он большой мастак. Да и звездочка Героя, само собой, помогала. И стали из «Чонгарца» на Север поставлять муку, а летом – арбузы. А оттуда в колхоз лес пошел.
Начали строить новые фермы. Потихоньку и колхозники потянулись в правление – просить лес на новые дома. Выписывая лес, председатель просил при этом:
– Только не стройся на краю, стройся в центре Веселой, чтоб центр был застроен новыми домами…
Потом ездили веселовцы и работать в лес¬промхоз, зарабатывали лес себе и колхозу.
По рассказам сына А.Ф. Пернакия Антона Антоновича и его жены Аллы Тимофеевны, был отец к людям строг и требователен, но справедлив и душевен, особо не любил тех, кто врал и хитрил. И терпеть не мог воровства, но суд над вором, если тот попадался ему с поличным, вершил сам, тут же, на месте, никогда не доводил дело до тюрьмы.
В колхозе «Чонгарец» был особых достоинств высокопородный бык-производитель, бугай, как его все называли. К нему для присмотра и ухода скотник был приставлен. И как-то скотник тот ненадолго отлучился, а тут случилась вдруг беда: бугай запутался в цепи, на которой был привязан, и цепью той удушился. Скотника – на правление колхоза. Все члены правления распалились от праведного гнева, кричат: «Разиня! Под суд его! Такого бугая проморгал, пусть платит…». Ну и все такое прочее. Скотник голову понурил, с лица осунулся, не знает, что и говорить.
Слушал все это председатель и думал: конечно, жалко бугая, не одну он тысячу стоит, ничего не скажешь, но человека засудить… Нет. Этого он не мог. И сказал, как отрезал:
– Да чтоб он еще раз сдох, тот бык! Что мы, не наживем другого? Хватит человека терзать, пусть идет спокойно и работает…
В Веселой не было роддома. Рожать женщин возили в Новолеушковскую. Бегут к председателю: дай машину… Тогда говорил Антон Федорович своему шоферу Кузьме:
– Поезжай, сынок, вези, пусть рождаются дети, пусть растет станица Веселая…
И возил Кузьма, и забирал мамаш с малышами из роддома, так что в Веселой было у него больше десятка крестников.
Когда уходил Антон Федорович из «Чонгарца», тепло провожали его колхозники. Да и сам «батько» не выдержал, заплакал, ведь так много было пережито с этими людьми. Здесь он в 1957 году за получение высоких урожаев и высокую продуктивность животноводства был награжден вторым орденом Ленина.
Перед тем, как уйти на пенсию, А.Ф. Пернакий очень недолго работал председателем колхоза «За мир и труд». В 1967 году в связи с 50-летием Октябрьской революции был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Э. Славянская.
ОБ АВТОРЕ.
Эмилия Ивановна Славянская долгие годы работала в газете «Единство» («Путь к коммунизму») литературным сотрудником, ответственным секретарем, заместителем редактора. Имела престижную журналистскую награду – «Золотое перо Кубани». Ушла из жизни 19 августа 2014 года.