Совсем не обязательно безвылазно жить на Кубани, чтобы считаться «её человеком». Можно бесконечно путешествовать по миру, никогда не забывая о своей «малой родине». Таковой – в самом узком значении этого словосочетания – у жителя пос. Северного и Краснодара Степана Ткаченко нет. Как нет ныне на карте нашего района хутора Девятисотого. Там он родился в 1959-м.
В 1976-м окончил СШ № 7 в посёлке. Дальше – служба во внутренних войсках. По возвращении год работал трактористом в также уже давно упразднённом временем совхозе «Сосыкском». И делал это с единственной целью – получить характеристику-рекомендацию для поступления в мореходку в Новороссийске. Возникло такое желание у паренька из кубанской глубинки нежданно-негаданно. Романтика… Этим всё сказано. Характеристику самолично подписал в 1981-м I-й секретарь райкома КПСС П.И. Ильченко – ведь на горизонте явственно маячили зарубежные (подумать только!) города и веси.
Впервые в жизни увидел море в Новороссийске. Год учёбы, и он – новоиспечённый матрос дальнего плавания.
В 1982-м, осенью, – самый первый в его жизни и очень короткий рейс – из Новороссийска в Бургас. Степан – матрос палубной команды.
С тех пор минуло 35 лет. Последние 20 лет он – боцман на танкерах разного водоизмещения, от 50 тысяч до 160 тысяч тонн. Ходят они, как правило, под либерийским флагом, доставляя в разные порты мира нефть, бензин и мазут.
Основные боцманские обязанности – руководство командой в 6-7 человек, снабжение палуб красками, различными материалами и инструментами, проведение хозяйственных и такелажных работ, отдача якорей, швартовка и т.д.
Его командировки (называет он их контрактами) длятся от четырёх до шести месяцев. Во время одного такого контракта может быть несколько переходов – не только по морям и океанам, но даже – рекам. Длительность перехода – от двух суток до месяца.
Вспоминает один из самых первых своих вояжей:
– На танкере «Варна» Новороссийского морского пароходства вышли из Туапсе и направились с нефтью на Кубу – в Гавану. Потом через Панамский пролив – в Тихий океан, двигались вдоль побережья Мексики, дальше курс – на Гавайские острова. Следующий переход – до Японии, где у нас была экскурсия. На автобусе ехали 15 часов из Хиросимы в Токио. Жили там около недели. И, наконец, – перелёт Токио – Москва. Получилось что-то вроде кругосветки…
– Каким вам показался Токио в 1986-м?
– Город великолепный – с идеальными дорогами, развязками, эстакадами, с бесшумными поездами на магнитной подушке. Посетили, помню, дворец тогдашнего императора Японии Хирохито…
– А другие интересные города, в которых довелось побывать?
– Сингапур, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Новый Орлеан, Хьюстон, Амстердам, Лиссабон… – перечислять можно долго.
– Были какие-нибудь необычные случаи?
– Конечно. Однажды в Нью-Йорке, в Бруклине, приехал на Брайтон Бич и захотел почему-то найти ресторан «Одесса», где когда-то пел М. Шуфутинский. Подхожу к полицейскому-афроамериканцу и на английском спрашиваю, где тот самый кабак. В ответ слышу: «Хлопец, слухай, скильки здесь служу, за Шуфутинского не чув ни разу…». Я на миг потерял дар речи от неожиданности. Оказалось, у американского полицейского мать украинка, а отец – с африканскими корнями.
Подобный случай у меня был и на Виргинских островах в Карибском море. Искал магазин, чтобы купить джинсы Levi’s. И опять обратился к негру на английском. Тот ответил вопросом на вопрос: «По-русски можешь говорить?» – «Да!» – «Ну так говори!». Учился житель далёкого островного государства, как стало ясно, в Москве, в университете Патриса Лумумбы.
– Видимо, ваш английский очень специфический.
– Не стану отрицать…
– Какие памятники архитектуры или скульптуры вспоми-наете?
– В Рио-де-Жанейро – статую Христа-Искупителя, в Лиссабоне – Кристо Рей, в Чили тоже есть подобная, только гораздо меньше. В эту страну Южной Америки, как и в Эквадор, заходили в прошлом году. Доставляли туда мазут, который приняли в танки в США, пройдя предварительно больше сотни миль вверх по Миссисипи. Там мы грузились…
Много чего было в жизни боцмана Ткаченко. Один раз ему даже пришлось отсидеть две недели под арестом во французской колонии недалеко от Марселя. Обвинение оказалось ничем не обоснованным. Вспоминать об этом не любит. Вот уж точно – от сумы и от тюрьмы…
– Самые штормовые места на Земле, которые вам пришлось пройти, – где они?
– В проливе Дрейка, который, напомню, соединяет южные части Атлантики и Тихого океана, в Магеллановом проливе и в Бискайском заливе. Один раз путь от Шетландских островов у берегов Шотландии до Нью-Йорка преодолевали 21 день вместо 9 – в обычных условиях. Северная Атлантика сполна показала нам свой нрав. От палуб играючи отрывало металлические крепления. Волны – в многоэтажный дом. Такого продолжительного штормового циклона больше переживать не приходилось.
– Морской болезнью не страдаете?
– Нет, к счастью.
– Сколько у вас контрактов в течение года?
– Как правило, один…
– Куда в следующий раз?
– Не знаю пока. Думаю, ещё пару раз схожу в море и на этом – точка. Мне будет 60, а это предел. Таковы правила.
– Чем занимаетесь на земле?
– Домашними делами – в основном. Имею небольшой бизнес. У меня есть пасека. Иногда хожу на охоту.
– Семь футов под килем, боцман!
Е. Николаев.