Августовская конференция – особая педагогическая традиция. Она наполнена теплом последних дней летних каникул и любовью к профессии тех, кто первого сентября войдет в класс. Это начало нового учебного года и черта, которой подводится итог предыдущему.

28 августа со­циально-­культур­ный центр Пав­ловского поселения принимал педагогов школ и детских садов района. Перед началом конференции в фойе развернулась выставка «Образование в лицах: от исторического прошлого к традициям настоящего». Её экспонаты – фотографии и биографии тех, кто у школьной доски делился и продолжает делиться знаниями с подрастающим поколением.

Поздравить педагогов пришли глава района В.В. Трифонов и председатель Совета В.И. Лесовой.

На снимке В.И. ЛЕСОВОЙ и ВВ.ТРИФОНОВ (в центре) с педагогами, чей труд отмечен министерскими грамотами (слева направо): Е.В. ГУРОВА, Н.В. МОРОЗОВА, О.В. ЛОХМАН, О.В. БЕСКОПЫЛЬНАЯ, И.Н. ИВАНОВА, Е.В. СТОРОЖЕНКО, Н.И. СЕВЕРОВА, О.В. ОРЕЛ.

* * *

С докладом «Современное образование – уроки, решения, перемены» выступила начальник управления образованием районной администрации Т.В. Чекина.

Она напомнила, что в районе 20 дневных и одна вечерняя школы, 27 детских садов, четыре учреждения дополнительного образования. Также на территории муниципалитета расположены две коррекционные общеобразовательные школы и одно учреждение среднего профессионального обучения (Павловский техникум профессиональных технологий).

972 педагога обучают и воспитывают 10110 детей.

Благодаря национальному проекту «Образование» и проекту модернизации системы общего обра­зования наши школы и сады получили достаточно учебного и учебно-лабораторного оборудования

Для того чтобы дети получали качественные знания, необходимы безопасные и комфортные условия, высококвалифицированные кадры и эффективный образовательный процесс.

Условия

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В прошлом году от частного собственника был принят детский сад, и сегодня практически отсутствует очередь в детские сады. При подготовке к новому 2017-2018 учебному году сделан частичный ремонт кровли детского сада № 10, капитальный ремонт кровель детских садов № 2 и 24, текущий ремонт систем водоснабжения (детские сады №№ 13,14,18), ремонт тротуарного и асфальтового покрытия (№№ 10, 12), ремонт канализации (№ 2). Близок к завершению ремонт кровли в детском саду № 4.

В 25-ти детских садах есть медицинские кабинеты. Первичную медико-санитарную помощь оказывают медработники, в двух дошкольных учреждениях (№№ 21, 24) дети обслуживаются на базе учреждений здравоохранения. Все детские сады обеспечены системой автоматической пожарной сигнализации (АПС).

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Для школ приобретается учебное, лабораторное, компьютерное оборудование и оборудование для проведения практических работ. За счет госстандарта все ученики обеспечены учебниками и учебно-методическими пособиями, спортивным инвентарем, туристическим снаряжением. Во всех школах установлены системы АПС, видеонаблюдения, пропускной режим обеспечивается специализированная охрана.

Проводятся капитальные и текущие ремонты зданий, спортзалов, пищеблоков, а также масштабная работа по улучшению школьного питания.

Разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт спортзала павловской школы № 1. Он должен пройти в 2018 году.

В прошлом году новый автобус получила СШ № 4, а в 2017-м ключи от транспортных средств вручены директорам трех школ – №№ 7, 8 и 10.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В районе одно учреждение спортивной направленности и три – творческой. Охват детей – 77,5 процента, что выше краевого показателя. Губернатором В. Кондратьевым утвержден план мероприятий по развитию дополнительного образования детей на 2017-2020 годы. В соответствии с ним предстоит работать дальше.

Кадры

Качество полученных школьниками знаний напрямую зависит от профессионализма и мастерства педагогов. Главная проблема муниципальной системы образования – дефицит кадров. Школы ждут учителей математики, русского языка и литературы, начальных классов, иностранных языков, технологии, педагогов-психологов. В детских садах открыты двери для музыкальных работников.

Нехватку педагогов можно объяснить увеличением количества детей и тем, что низок приток молодых специалистов (средний возраст пед­работников района – 46 лет).

Выпускники школ не стремятся идти в профессию. В этом году только пятеро поступили в педвузы. А ведь для изъявивших желание открыты двери на бюджетные места в КубГУ и его филиале в Славянске-на-Кубани, Армавирской педагогической академии, Сочинском государственном университете.

Надо заботиться о престиже профессии, вести профориентационную работу. Тем более что в настоящее время уровень заработной платы работников образования достаточно высок в сравнении с зарплатой других бюджетников.

Кроме этого, педагоги имеют льготы по оплате коммунальных услуг, досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком на один год не реже, чем каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.

Пять лет проводятся конкурсы «Почетный учитель Павловского района» и «Молодой педагог». Его победителям выплачиваются гранты 50 тыс. и 25 тыс. рублей соответственно.

Пришедшие в коллективы педагоги нуждаются в опытных наставниках. Тем более что есть чему и у кого учиться. Это победители всероссийских и региональных профессиональных конкурсов. Только в этом году их число пополнили учителя О.К. Долгая, Е.В. Фоменко, Л.М. Сай, Т.В. Кравченко, воспитатели Н.И. Пелипенко, С.Н. Голобородько, Е.А. Нестеренко, О.В. Говорухина, педагог дополнительного образования В.Н. Якимцева. Бесценен опыт и учителей, подготовивших призеров зонального и регионального этапов всероссийской олим­пиады, – О.Н. Чус и О.В. Стрюк, Б.З. Анаевой, Т.Б. Жогло, Г.Н. Метченко, С.В. Рыбалкиной, Н.В. Ханиной. Воспитали спортсменов, ставшими лучшими на краевых и всероссийских соревнованиях, – И.В. Дронзиков, С.А. Фоменко, К.Н. Кухарев, А.В. Черный, Д.А. Лях, С.М. Шастик и А.Н. Марченко.

Т.В. Чекина затронула вопрос профессионального роста педагогов. Формируется и вводится в действие национальная система учительского роста, разрабатываются стандарты. С 1 января аттестация педагогов проводится в новой электронной форме.

Результаты сдачи ЕГЭ не сильно обнадеживают. В 2017-м ученики заметно хуже сдавали биологию, общество­знание, литературу, географию, английский язык. Только два выпускника показали стобалльный результат. Это Ирина Гострая (СШ № 2, учитель Е.В. Фоменко, общество­знание) и Мария Степаненко (СШ № 11, В.Н. Якимцева, русский язык).

По итогам 2016 года Павловский район вошел в число 11 муниципалитетов, показывающих худшие результаты ГИА. В течение 3 лет (2016-2019) школы, в которых эти показатели низкие, участвуют в проекте «Сдать ЕГЭ про100!». Он предусматривает методическую и управленческую поддержку школам, что поможет ученикам и учителям подготовиться к экзамену.

В прошлом году заметно выросло число учеников, участвующих в олимпиадах. Но количест­во не переросло в качество. Если в 2016-м у нас было 15 победителей и призеров регионального уровня, то в 2017-м их только пятеро. И все они из СШ № 2.

Повышению мотивации детей к учебе способствует профильное обучение. Вектор развития старшей школы нацелен на ранний выбор профессии. Здесь важно нацелить детей и их родителей на потребности рынка труда, в первую очередь регионального и муниципального.

Базовым в воспитательной работе является патриотическое воспитание. Приблизить детей и молодежь к реальным историческим событиям, познакомить с очевидцами призваны уроки мужества, а с 1 сентября этого года и еженедельные информационные пятиминутки.

Что предстоит

В 2017-м будет продолжена работа по созданию безопасных и комфортных условий пребывания детей и работников в учреждениях образования. Требуется капитальный ремонт шести спортзалов (СШ №№ 1, 5, 8, 15, 17, 18). Запланированы текущий и капитальный ремонт кровельного покрытия, замена оконных блоков. Истекает срок эксплуатации девяти автобусов для подвоза обучающихся.

Есть и вопросы, решение которых зависит только от педагогов. Это повышение квалификации (сейчас показатель ниже среднекраевого на 10 процентов). Из 268 воспитателей дошкольных учреждений только двое (!) имеют высшую категорию. А низкий уровень преподавания влияет на качество знаний выпускников. Два одиннадцатиклассника не получили аттестат о среднем образовании, потому что не смогли сдать (ни в основной период, ни в дополнительный) математику. По сдаче биологии район на 43-й позиции из 44 муниципалитетов в крае.

* * *

Перед коллегами выступила И.Н. Тур, которая поведала об инновационной деятельности центра развития детей, которым руководит.

Секретами управленческого мастерства поделилась директор СШ № 17 Т.Н. Гуськова, а заместитель директора СШ № 2 В.А. Милосердова – опытом работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

О том, как педагоги Павловского центра дополнительного образования раскрывают и развивают таланты каждого ребенка, сообщила его директор Л.В. Малышева.

С докладом о том, как работать с детьми результативно, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и школьников, выступила В.Н. Якимцева.

* * *

В районный педагогический коллектив влились 10 молодых педагогов. Это учителя начальных классов А.Е. Петухова (СШ № 7), А.И. Недилько (СШ № 13), Е.Е. Мельник (СШ № 15), Л.Э. Султанова (СШ № 16), учителя математики Е.М. Сероштан (СШ № 13), А.Г. Мороз (ООШ № 19). А.Р. Скорынина (вечерняя школа), учитель истории и обществознания О.Е. Лоза (СШ № 15), воспитатель Е.В. Пахоми (детский сад № 18) и тренер-преподаватель ДЮСШ Г.Г. Коломиец. Трудовые книжки и наборы молодого учителя им вручили глава района В.В. Трифонов и председатель Совета В.И. Лесовой.

Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации награждены: Е.В. Стороженко (замдиректора СШ № 2), Н.И. Северова (педагог дополнительного образования, ст. Старолеушковская), О.В. Орел (воспитатель детского сада № 10), О.В. Лохман (учитель русского языка и литературы СШ № 3), Н.В. Морозова (педагог дополнительного образования, ст. Атаманская), Е.В. Гурова (замдиректора СШ № 4), О.В. Бескопыльная (учитель иностранного языка СШ № 1), И.Н. Иванова (директор ООШ № 18).

* * *

На сцену поднимались директора двух школ Т.И. Герасименко (СШ № 16) и И.Н. Иванова (ООШ №  18). Под их руководством учреждения добились хороших результатов в обучении и воспитании. А теперь они приняли решение работать просто учителями.

В. Максимова.