Если считать Россию, то ехать за рулем автомобиля павловчанке Тамаре  Ошейко пришлось однажды по территории четырех стран, но три другие – иностранные государства. Это было у нее впервые в жизни, и рядом в салоне фиата «Фиорино» никто в качестве подсказчика не сидел. Полагалась исключительно на саму себя.

Родилась в Китае. Тогда  это был г. Дальний, свободный порт, арендованный СССР. Чуть позже название трансформировалось в г. Далянь. Отец – военный. Ему она и обязана своим «китайским» происхождением и последующими периодами жизни на Дальнем Востоке, о. Новая Земля и   Западной Украине. Потом – переездом на Кубань.

В 1979-м окончила школу водителей при нашем районном                         ДОСААФ, и с тех пор автомобиль стал её незаменимым помощником – «тройка», «четверка», грузовой «Фольксваген», «ГАЗель», выше­упомянутый фиат и теперь – «Тойота Королла».

– До водительской школы у меня не было никакого опыта вождения, – рассказывает Тамара Александровна, – но быстро приобрела необходимые навыки. Поскольку занимаюсь предпринимательством, без транспортного средства не могу обойтись и дня. Раньше сама ездила за товаром – в Ростов, Краснодар, Ставропольский край и т. д. В 2005-м навещала на машине сестру в Николаеве… Последнее время добираюсь самостоятельно на колёсах  в основном на работу.

– Было бы интересно узнать о вашем опыте, связанном с поездкой по Германии. Когда это было?

– В 2004-м, в сентябре. У меня в Дюссельдорфе живет дочь. Зять купил для нашей семьи в Германии фиат «Фиорино», а я его перегоняла в Россию.

– Расстояние какое до Пав-ловской?

– Около 4 тыс. километров. Пре­одолела их за четыре дня. Кроме немецкой территории, двигалась еще по Польше и Белоруссии.

– И как вы двигались?

– Небыстро – по крайней правой полосе.

– Навигатора у вас, видимо, не было, а по-немецки, чтобы спросить дорогу, вы не говорите…

– Именно так. Кое-какие напутствия дал зять. В Германии один раз попыталась у какого-то немца узнать, как в машине включается дальний и ближний свет, но он от меня шарахнулся как от прокаженной. Потом сама разобралась со светом.

– И ни разу не заблудились?

– Нет. Правда, через Польшу оказалось ехать несколько сложнее, чем через Германию. Трудность состояла в том, что мне пришлось пересекать Варшаву, да и состояние дорог у поляков на некоторых участках оставляло желать большего.

– А где ночевали и питались?

– Прямо в машине спала, а ела в придорожных кафе. Деньги меняла в обменных пунктах на границе.

– В Польше тоже не сбились с пути?

– Поскольку мне пришлось жить во Львове, польскую речь немного понимаю. Несколько раз обращалась к людям, они помогали сориентироваться. Фиат «Фиорино» до сих пор в строю.

– За десятилетия за рулем не попадали в неприятные дорожные ситуации?

– Как сказать… Один раз, года три назад, в критической ситуации, созданной другими участниками дорожного движения, сумела без последствий для себя съехать на немалой скорости в кювет. Через секунду буквально произошла авария – большегруз, выехавший на встречку, столкнулся с легковушкой. В  ДТП погиб человек. Никогда не забуду о том происшествии.

– Какой стиль вождения практикуете?

– Явно не агрессивный. Стараюсь соблюдать основные правила, но если дорога хорошая, разгоняюсь и до 120 км в час…

– Согласны с распространенным мнением о том, что женщины за рулем гораздо чаще бывают неадекватны, чем мужчины?

– По-моему, культура вождения зависит не от пола, а от конкретного человека, его характера, законопослушности и т. д. Считаю, что многих подводят невнимательность и халатность. Нередко приходится замечать, как очень молодые люди во время управления машинами общаются с другими по мобильникам. Я себе такого никогда не позволяю. Остановлюсь на обочине и только потом спокойно разговариваю.

– Очень разумная привычка. И впредь желаю вам только безаварийных километров и неторопливой езды. Как говорят, тише едешь…

А. Кузнецов.