Валентин Степанович Чигирин родился в Павловской в 1939-м. Семь классов СШ № 1 окончил в 1953-м. 15-летним парнишкой устроился рабочим в колхоз «Комсомолец». Через четыре года призвали в армию. Служил в Москве. Вернувшись домой в 1961-м, по совету товарища поступил на работу учеником электрика в Кавказскую дистанцию электроснабжения Сосыки-Ростовской. По прошествии двух месяцев производственного обучения у него уже был третий разряд. Потом ежегодно повышал квалификацию на один уровень. Так дошел до шестого, самого высокого, разряда. Конечно, не забывал о необходимости среднего и профессионального образования.
– Школу рабочей молодежи, 11 классов, окончил сразу же после армейской службы. Находилась она тогда на ул. Ленина в райцентре, – вспоминает Валентин Степанович. – Когда получил аттестат о среднем образовании, начал заочно без отрыва от производства учиться в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта. По окончании стал техником-энергетиком.
– В чем заключались ваши обязанности в Кавказской дистанции?
– В том, чтобы подача электроэнергии на контактную сеть с напряжением в 27,5 тысячи вольт была бесперебойной. Для этого постоянно вели планово-профилактические ремонты сети. Наш цех отвечал за 38 километров двухпутного участка – от Сосыки-Ростовской до станции Тихорецкой.
– Насколько я понимаю, вы были электромонтером?
– Семь лет. Потом в течение следующих двадцати – бригадиром, затем пятнадцать лет – начальником участка контактной сети.
– Случались в вашу бытность нештатные ситуации?
– Летом 1975-го сильная буря не только оборвала все провода на дистанции, но и повалила опоры. За сутки удалось всё восстановить. Правда, нам помогали специалисты из соседних участков. Или вот случай: в Тихорецке из-за короткого замыкания в 1988 году загорелась цистерна с бензином. Был сильный пожар. Когда его потушили, мы, электромонтеры, восстанавливали поврежденное энергетическое хозяйство…
…По итогам работы в 1978 году Валентин Степанович был признан лучшим по профессии на общесоюзном уровне, а в 2003-м Министерство путей сообщения России наградило его именными часами.
На одном месте Чиригин трудился 42 года. В 65 лет уволился с работы. В 2004-м ему в соответствии с Указом президента присвоили почетное звание заслуженного энергетика Российской Федерации.
Немало времени ветеран отрасли посвящал и общественной работе. Был председателем профсоюзного комитета участка контактной сети, секретарем его парторганизации, членом совета трудового коллектива Кавказской дистанции электроснабжения.
В 1962-м Валентин Степанович принял участие в электрификации отрезков дорог Ленинград – Москва – Ленинакан, а в 1978-м – Ленинград – Москва – Баку, хотя фактически находился в Павловском районе.
В том же 1978-м участвовал в пусконала­дочных работах на контактной сети в Махачкале. Тогда же его наградили почетным дипломом Министерства путей сообщения, а в 1979-м за трудовые успехи предоставили возможность вне очереди приобрести автомобиль «Жигули» 11-й модели. Тогда это была очень большая привилегия.
На упомянутую выше должность начальника цеха его не назначили, а выбрали – такова была воля коллектива.
Есть ли у нас еще в районе заслуженные энергетики РФ? Таковые моему собеседнику неизвестны. Может, кто-то владеет соответствующей информацией?
– Какой для вас день главнее, Валентин Степанович, День железнодорожника или энергетика?
– Оба считаю своими, но все же профес­сионально мне ближе второй.
– С праздником и всего самого доброго!
А. Ушаков.