Часто почитатели нашей краеведческой страницы просят рассказать о вековых традициях, обрядах. О том, что знали наши прабабушки и прадедушки. Не у всех, к сожалению, живы любимые родственники, не сохранились воспоминания, письменные или видеозаписи. А так хочется хоть что-то передать детям и внукам.  Сегодня рассказ о том, как праздновали Крещение в здешних местах лет 150 назад. В этом поможет этнографический очерк 1895 года фольклориста и филолога Митрофана Дикарёва «Рождественские Святки в станице Павловской Ейского отдела, на Чорномории». Есть что почитать и о праздновании Рождества Христова, и Нового года, и о щедровании с колядованием. Но эти дни уже позади. Поэтому я выбрала и переведу на русский (с украинской мовы) описание празднования Крещения в Павловской.
Голодна кутя
Накануне 18 января в сочельник ели только постную пищу. Пока воду не освятят (посвятят). Святят её в колодце, который около церкви у ограды. За ней идет кто-нибудь один из семьи с флягой, ведром, «барыльцем, тыквою, барандийкою, або якою иньшою посудою». Как только священник освятит воду, народ сейчас же подбегал к колодцу (кринице), чтобы быстрее заполнить все емкости и идти домой. Говорили, если ты раньше всех нальешь себе крещенской воды, то она имеет больше силы от хворобы. Пока не зазвонили к службе в церкви, женщины готовили постные пирожки, пампушки, шулики (коржи) с маком, борщ варили, фасоль, чечевицу, кутью и узвар (компот из сухофруктов).


Только раздавался звон колоколов, кутью с узваром ставили на стол и ждали родных из церкви. Когда воду приносили, все молились, каждый выпивал её немного, окропляли ею еду, окна, двери, одежду, всё, что в хате.
Потом наливали святую воду в тарелку или чашку. Кто-нибудь один ходил по двору и окроплял домашних животных, постройки, колодец. А другой брёл за ним с кусочком мела (крэйды) и с пирогами в миске и рисовал везде крестики: «Напысавши хрэст, пысарь одкушуе пырижка и промовляе: «Раз пысну, раз кусну!». Закончив миссию, они возвращались за стол, все садились ужинать. Кто-нибудь из самых старших по возрасту звал мороз отведать вкусное угощение: «Морозэ-морозэ, иды до нас вэчерять, та ны морозь нам тэлять, ягнят, гусят, качат; ны дынь, ны кавунив, ны жита, ны пшеныци».
Если кто за ужином чихал, ему дарили что-нибудь из домашней живности – курицу, телёнка, овечку и др. После «вэчери» гнали мороз: мужчины стреляли из ружей, пистолетов, а если не было оружия, то просто брали палку и ударяли о доски, чтобы было похоже на выстрел.
После обедни уже на следующий день 19 января все собирались на речку к проруби (иордани). Её делали заранее. Накануне Крещения вечером по просьбе станичного правления и духовенства на речку приходила пара мужчин. Они вырубали во льду желобовидный крест, в его голове пробивали небольшую дырочку. Чтобы через это отверстие вода не натекала и не замёрзла за ночь, её затыкали деревянным чопом. Этот чоп вынимали, когда приходил священник освящать воду. Жидкость начинала поступать в желоб креста. Сюда же доливали немного свекольного кваса. Считалось, что так вода не замерзнет.
Итак, народ после службы шёл к реке с крестами, хоругвями, иконами, взятыми из храма. За ними батюшка нёс престольный крест на голове. Потом шел дьякон с кадилом и дьячки с певчими, позади – «пани и панянкы, крамари и иньший «чистый» люд, шо пнэться в паны, а тоди вже останне хрыстыянство».
В это же время у иордани собирались подростки и детвора, которые не так часто посещали храм, но ждали любимого праздника. Также наезжало много жителей с расположенных рядом с Павловской хуторов. Они заставляли своими повозками улицы от церкви до самой речки. Как только начинал батюшка купать в воде крест, певчие запевали «Во Иордани». Сотня казаков, которые стояли поодаль в парадной форме, стреляли из ружей. Да и пришедшие к реке делали залпы из своего оружия.
Подготовила и перевела Я. Ляшенко.
Орфография и пунктуация  цитат М. Дикарёва сохранены.