Твои люди, Кубань


Даты этой вы не найдете в календаре. Да и неизвестно  точно, в каком месяце родился сей  человек. Знаем лишь, что случилось такое событие 180 лет назад. В семье  дворянина бывшего Черноморского войска Саввы Скакуна появился на свет первенец – сын Василий.
Впоследствии он стал генерал-майором, участником русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), Георгиевским кавалером, а в 1914 году возглавил Собственный Его Императорского Величества Конвой. Такой вот чести был удостоен земляк.
Замечу, что офицеры Конвоя  все были из прославленных дворянских и сословно-казачьих фамилий – Иловайские, Каргины, Ефремовы, Грековы, Поповы… И на этом звездном фоне счастливый жребий выпал Василию Скакуну.
Его армейская  карьера с юных лет складывалась удачно. В журнале «Станица» (№ 51 за июль 2008 года) читаю: «Начал службу 16-летним казаком в сентябре 1853 года и прошел путь от юнкера лейб-гвардии Черноморского казачьего дивизиона до полковника по гвардии». В.С. Скакун  в русско-турецкой войне водил в бои  уже 1-й Кубанский эскадрон и особо отличился под Горным Дубняком, за что получил золотую шашку с надписью «За храбрость».
В действующую армию Василий Саввич был командирован из Ливадии –  в Крыму  нес службу при Высочайшем Дворе. На передовой офицер проявляет и мужество, и смекалку, за что неоднократно награждается. В том числе – орденами Станислава 2-й и 3-й степени, Анны 3-й степени,  Румынской звездой с мечами,  а также вензелевым изображением в бозе поч ившего императора Александра Николаевича.
После русско-турецкой войны полковник Скакун  вместе с двумя младшими братьями получает во владение земельный надел вблизи реки Сосыки. Василий поселился на правом её берегу, а  полковник Павел и есаул Петр – на левом, где обосновали хутор Сосыкский, впоследствии – станица Атаманская.
К сожалению, данные о В.С. Скакуне очень отрывочны, хотя на просторах  Интернета я немало перелистала литературы – сборники Н.В. Галушкина, Б.Е. Фролова, Т.В. Юрченко и других авторов  об офицерах Царского Конвоя, их службе, чинах и награждениях.
При этом выяснила, что конвоец был женат на дочери отставного коллежского регистратора Чечеткина Евдокии                  Иосифовне. У них было двое детей: сын Сергей, уроженец ст. Атаманской, и  дочь Аннон. Сергей Васильевич тоже служил в Конвое, попав туда в 27 лет. Перед Октябрьской революцией С.В. Скакун был полковником, командовал 9-й особой конной сотней Кубанского казачьего войска. Далее следы офицера теряются.
Что касается старшего Скакуна, то, выйдя в отставку в чине генерал-майора, поселился в Атаманской. Врач станицы Уманской некто Никитин выдал Василию Саввичу справку о старческом слабоумии. Но это не спасло его от гибели. В 1919 году Скакуна убили в станице борцы за революционные идеи, сторонники анархистов. У генерала якобы искали кассу станичного казачьего общества. Не  нашли  и расстреляли. Старейшему офицеру Конвоя шел тогда 82-й год.
А память людская хранит воспоминания о славном роде. «Скакунова гребля», «Скакунова запруда», – говорят станичники и поныне.