Высоцкому – поэту, актёру, одному из отечественных кумиров (второй после Гагарина по результатам опроса ВЦИОМа в 2018-м) исполнилось 80 лет. Каким бы был Владимир Семёнович сегодня? О чем думал, что писал, давал ли концерты, кого играл на сцене или в кино, о чем жалел, с кем поднял бы чарку? Трудно представить его старцем… У каждого свой Высоцкий: его можно не принимать, боготворить, кого-то он раздражает, но однозначно – такой человек не оставляет равнодушным.
Вы не замечали, что на его песнях можно проверять уровень таланта и искренности исполнителя: не удастся скрыть свою серость, а равнодушие – замаскировать под духовность. Поэтому и нечасто услышишь Высоцкого с экрана телевизора или в эфире модной радиостанции. А если его перепевают, то удается это единицам.
Так репертуарчик несовременный, давно покрыт «хрестоматийной пылью», парируете вы. Как тот же Пушкин или Тургенев. Учат его нынешние школьники, но не читают в свободное от уроков время. Какая там философия, какая гражданская позиция, какая романтика! Сдать бы ЕГЭ и забыть…
Нельзя заставить полюбить кого-либо, тем более музыканта или литератора. У каждого времени свои герои, но Высоцкий, как напоминатель о вечном, как пророк, как бытописатель советской эпохи, не потерял оригинальности и нужности:
…Другие появятся с песней другой,
Но кажется мне –
не уйдем мы с гитарой
В заслуженный и нежеланный
покой…
Не примите за брюзжание и ностальгию, но у людей постарше учителя, наверно, были хорошие, книги под рукой иные, фильмы, которые и поныне пересматриваешь, везло на наставников и яркие таланты из народа.
Сегодня о разном Высоцком можно делать суперинтересные акции, концерты, вечера, кинопросмотры. Умело только к этому подходить, с душой, а не формально зачитывать биографию по листочку и выбирать заезженные песни, не вдумываясь в их смысл и не пытаясь сопереживать. Смотреть работникам культуры, педагогам, общественникам надо в сторону молодёжи, «книжных детей, не знавших битв». Ведь те, кому за 50 и больше, рожденные в СССР, и так всё понимают и знают о Высоцком – от приблатнённой лирики до Гамлета на сцене Таганки….
За наше время нам не надо нимбов,
Не надо монументов, мелодрам…
Отцы и дети пусть враждуют
в книгах,
А наши дети – доверяют нам!
По одной мы дороге ступаем.
В наше время – держать
только так!
Об одном мы и том же мечтаем:
В наше время – держать
только так!
А это ответы нескольких взрослых и молодых земляков на вопрос, знакомы ли они с творчеством барда.
Глеб, 16 лет: «Слушаю В. Высоцкого с 13 лет. Спасибо дедушке – он собирал пластинки, кассеты, потом – диски. Начинал я с военных песен – «На братских могилах» и др., после заинтересовался остальными. В нашей школе не встречал поклонников Высоцкого. Думаю, я один такой».
Лариса Шатилина, пенсионерка, 60 лет: «Его мудрые и озорные песни с пластинки «Алиса в Стране чудес» (1976) были в нашей семье универсальным педагогическим пособием. Мы все были влюблены в эту сказку. Вместо чтения морали цитировали: «Гните свою линию пунктиром» или «Чем шире рот – тем чешире кот…» – и накаляющаяся ситуация рассасывалась сама собой. Хотя Владимир Семёнович не считал музыкальную пьесу большой удачей, но всё-таки получилось великолепно. Хотелось бы напомнить всем и об этой стороне творчества В. Высоцкого».
Николай Евгеньевич, офицер, 44 года: «Друг, оставь покурить, а в ответ тишина, он вчера не вернулся из боя». Песни Высоцкого не надо примерять на какой-то период времени, они всегда актуальны, особенно в нашей стране».
Марина, 15 лет: «Нравится другая музыка, рэп. Знаю одну его песню – про зарядку, и то из-за того, что её в прошлом году по утрам в лагере постоянно включали. Если честно, мне неинтересно напрягать мозг, неинтересно петь под гитару. Это прошлый век, многого я в заумных текстах не понимаю. Не надо оглядываться на прошлое».
Данил Чумаченко, 25 лет: «По фильмам знаю Высоцкого только по роли Глеба Жеглова. С удовольствием слушаю его песни. В детстве это были кассеты, а теперь всё гораздо проще – есть YouTube. Я знаю, что у Высоцкого около 600 песен, но прослушал примерно 300. Из любимых – «Песня про мангустов», «Охота на волков» и «Как аборигены съели Кука». Он писал о том, что обсуждали и переживали простые люди, о чем не пели на советской эстраде. Всегда выступал в зале как будто перед друзьями. Я думаю, что это главная причина его популярности. Если с кем-то сравнивать из нынешних артистов, думаю, они бы поняли друг друга с Юрием Шевчуком и группой «ДДТ».
Подготовила
Я. Ляшенко.