…Стоял знойный 1942 год. 6-я армия генерала Паулюса пошла на Сталинград. Тогда опьянённый победами командующий не мог представить, что всего через полгода он будет пленён советскими воинами.

Защитник города-героя Фёдор Фёдорович Макаров рассказывал: «23 августа 1942 года я запомнил на всю жизнь. После ожесточённых боёв немецкая армия вышла к Волге. Казалось, что небо закрыли вражеские самолёты. Они сбрасывали на город и его защитников бессчётное количество бомб. В кромешном аду взрывалось, разрушалось, горело, умирало всё вокруг. Но мы, живые, знали, что нашу волю к победе врагу не сломить. На улицах, забитых стеклом и щебнем, мы громили фашистов. За себя и за товарищей. Трудно вспомнить, сколько раз переходил вокзал из рук в руки. Гибли наши, придавая нам новую ярость, удвоенную силу, железную волю. Из этого смертоносного пекла нас вырвала прибывшая 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родионова. Бои шли за каждый дом, улицу, перекрёсток. Потери с двух сторон были огромные. Мы измотали, обескровили, остановили противника, создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. В результате победы произошёл коренной перелом в ходе военных действий. Немцев повернули лицом на Запад».

Сотни незамаевцев участвовали в той битве. Григорий Иванович Свердликов – выпускник незамаевской школы 1939 года – стал Героем Советского Союза. Молодой лейтенант артиллерийской службы на подступах к городу Котельниково вместе с товарищами вступил в бой с 250-ю немецкими танками генерала Манштейна. Шесть дней длилось тяжелейшее сражение. Батарея станичника отразила десятки атак. Усталость валила с ног. Но надо было найти силы, чтобы выдержать последний удар супостата. «Выстоять, выстоять! И победить любой ценой», – так решил командир. Из личного состава батареи в живых остались только двое: командир и наводчик. План немецкого командования был сорван. Танки генерала не прошли.

Еще трое станичников и друзей – Ф.Ф. Макаров, Ф.Ф. Гайдаров и И.Т. Наконечный – выжили. Грудь каждого украсили боевые награды.  Это ордена Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина». Парни вместе были призваны, вместе воевали. А покорив Берлин, вернулись в станицу.

Вот что вспоминал Иван Федотович Артюх: «19-20 ноября 1942 года мы перешли в контрнаступление. Горд и рад, что я стал участником «Канн» ХХ века».

Трудно даже перечислить все места, где сражался наш земляк. Он был участником советско-финского конфликта, битвы за Москву. Освобождал города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истру, Ржев, Старую Руссу. Затем Сталинград… Курская дуга, где «небо почернело от взрывов, дыма и пыли. Газы слепили глаза. От лязга гусениц, грохота орудий, танков и пулемётов мы теряли слух. Глаза наливались кровью. У многих кровь сочилась из ушей и носа. Но дрались наши с беспримерным мужеством!». Освобождал И.Ф. Артюх Белгород, Харьков, Полтаву, Знаменск, Кировоград. Громил врага в районе Корсунь-Шевченковского, Уманского направлений. Форсировал Днепр, участвовал в освобождении города Бельцы. Герой дошёл до Австрии. И здесь на реке Мсерава 21 апреля 1945 года получил тяжёлое ранение. Родина наградила капитана И.Ф. Артюха двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».

Медали «За оборону Сталинграда» получили и другие незамаевцы: Алексей Фёдорович Ванжула, Пётр Емельянович Ванжула, Иван Лукич Гедзь, Григорий Яковлевич Ильенко, Кузьма Пантелеймонович Клименко, Павел Григорьевич Клименко, Иван Семёнович Коваль, Иван Трофимович Кутельма, Филипп Терентьевич Ляшко, Василий Фёдорович Петров, Иван Титович Родинко, Тимофей Пантелеевич Удовенко, Иван Семёнович Шевченко, Сидор Павлович Шныриков.

Навсегда в памяти односельчан остался подвиг танкиста П.М. Коновалова. Петру шёл 21-й год. У села Недайвода его танк, преградивший фашистам путь к городу на Волге, был подбит. Весь экипаж сгорел.

Многие пали в Сталинградской битве. В их числе первый секретарь Незамаевского РК КПСС, друг и соратник Г.К. Жукова Антон Митрофанович Янин и его шестнадцатилетний сын Володя.

А. Бессчётнова. Ст. Незамаевская.