Хочу рассказать о Семене Васильевиче  Ванжуле – смелом воине и  прекрасном труженике, с  которым мне  довелось встречаться в день открытия памятника –  обелиска в станице Незамаевской.

Семен Васильевич прошел  тяжелый и трудный путь  войны. Девятнадцать  лет было парню,  когда он принял участие в первом бою на Кубани. Потом ему приходилось  освобождать Севастополь, воевать на польской земле, формировать Вислу и  Одер.

Куда только не кидала его судьба за эти годы! Чтобы обо всем этом рассказать, потребуется целая книга. Я только расскажу об одном эпизоде, об одной ночной схватке, участником которой был С.В. Ванжула. Перед танковым полком, где Семен служил во взводе разведки, была поставлена задача атаковать противника.

Ночь. Тихо вокруг. Дышит прохладный сырой ветерок. Впереди небольшое село. Танки остановились. Машина работали на тихих оборотах. Командир послал  восемь разведчиков в село.

Разведчики тихо и незаметно подошли к селу, залегли, прислушались к каждому  шороху. Вдруг к крайнего дома мелькнул огонёк. Кто-то закурил. Командир отделения сержант Каныгин подозвал к себе Ванжулу, шепнул:

– Сеня, подползи  к дому и узнай кто там. Смотри  – осторожно.

Пошел мелкий дождь с  крупой. Семен пополз  к сараю  и прилег  за кучей навоза. Крупа била в лицо и глаза, разведчик напряженно всматривался в густую темень. От напряжения слезились глаза. Вокруг было тихо, только глухое  биение собственного сердца отдавалось в ушах.

Из-за угла сарая выросла большая фигура в каске, с подвешенным на спине автоматом.

– Немецкий часовой, – вернувшись, доложил Семен остальным разведчикам.

Надо пробраться в дом. Был выработан план,  доведены задачи каждому.

Семен бесшумно снял часового.

А в это время другой разведчик Димитриенко устремился к  дверям дома.  Семен, наготове держа автомат, продвигался за ним. В темноте Димитриенко  с трудом нащупал щеколду. Надавил на неё, она клацнула. Семен толкнул его в спину: тише.

С минуту подождав, Димитриенко принялся открывать дверь. Тонкий протяжный скрип двери холодными комочками пробежал по телу. Семен осторожно  шагнул в отворенную дверь. Слабый огонёк керосинки тускло освещал комнату. На полу разведчики увидели спящих немцев. У их изголовья,  в ряд возле стен, стояли автоматы.

Зашли боец Анискин и  командир отделения Каныгин. Командир отделения жестом руки дал команду убрать оружие. Тихо стали выносить автоматы. Анискин зацепился ногой за спящего офицера.

В этот момент Семен заметил, что фашист потянулся к пистолету, висевшему на боку, бросился на него. Фриц был дюжий, отбросил Семена на подоконник окна и пытался схватить за горло.

Семен вывернулся и схватил за правую руку, в которой тот держал пистолет.

Но тут последовал выстрел. Проснулись остальные. В дом вбежали разведчики, дежурившие у окон. Завязалась схватка. Семен никак не мог справиться с  офицером. Тот схватил зубами за палец его левой руки. Семен замечает у своих ног Каныгина, на которого навалился немец. Он с силой  сапогом ударил по лицу немца так, что тот слетел с  Каныгина. Но сам  Семен потерял равновесие, и офицер повалил его на окно и принялся душить за горло. Семен почувствовал,  как  теряет сознание. Но тут на помощь подоспел Каныгин.

Он выстрелил в офицера. Никто из фашистов в этой схватке не уцелел.

За выполнение задания и мужество, проявленное в этой схватке, Семен Ванжула награжден орденом Отечественной войны II степени.

У Семена Васильевича в альбоме хранится много фотографий боевых лет. Вот он вместе с боевыми друзьями, вот один. Эту фотографию берет его жена,  Варвара Артемовна, улыбается, говорит:

– А ты, Сеня, здесь совсем не похож.

Семен Васильевич молчит с минуту, потом задумчиво проговорил:

– А это после ранения, в госпитале сфотографировался. Похудеть пришлось.

В 1947 году С.В. Ванжула вернулся из армии,  пошел работать в 6-ю бригаду, где работал до войны. Сел на трактор и до этих дней добросовестно трудится на нем.

За хорошую работу он удостаивался  почестей. Награждали его грамотами,  вручали денежные премии,  выносили благодарности. Правление колхоза его премировало бесплатной путевкой в санаторий в город Сочи. Его фотография висит на Доске почета. В 1958 году он награжден орденом «Знак Почета».

Н. Есипенко.

Станица Незамаевская.

(Газета «Путь к коммунизму», 18 января 1968 года).