О  больничных листах в электронном виде

С 1 июля 2017 г. изменения в законодательстве предусматривают введение электронных листков нетрудоспособности. О том, что нужно знать и как будет выглядеть процедура оформления и оплаты листков нетрудоспособности, рассказала директор филиала № 11  регионального отделения ФСС РФ Н.А. Косарева.

– Нина Александровна, что такое электронный больничный, как он выдается и попадает работодателю?

– Электронный больничный это своеобразный результат информационного взаимодействия между участниками процесса (мед­учреждением, работодателем, страховой компанией).

Обмен сведениями о страховых случаях по временной нетрудоспособности и материнству осуществляется через электронный сервис, разработанный специалистами Фонда социального страхования.

Полное наименование информационной системы – Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации (ЕИИС «Соцстрах»).

– Как в Краснодарском крае и в Павловском районе продвигается внедрение электронного листка нетрудоспособности?

– К оформлению листков нетрудоспособности в электронном виде с июля 2017-го приступили две медицинские организации г. Краснодара: «Краевая клиническая больница № 2» и городская поликлиника № 25.

4 июля 2017 года ГБУЗ Краевой клинической больницей № 2 был успешно выдан первый электронный листок нетрудоспособности и оплачен страхователем, т.е. прошел полный цикл.

С декабря 2017 года в Павловском районе к оформлению листков нетрудоспособности в электронном виде приступила МБУЗ «ЦРБ АМО Павловский район».

С 20.01.2018 электронный листок нетрудоспособности можно будет оформить в любой муниципальной и государственной медицинской организации Краснодарского края.

– Все ли работающие могут получить в медорганизациях электронный листок нетрудоспособности?

– Если гражданин предпочел получить электронный листок нетрудоспособности, то при обращении к врачу в медорганизации он должен об этом сообщить и представить врачу свой СНИЛС.

Когда листок нетрудоспособности закрывается, он попадает в базу данных ФСС, а пациенту выдается талон с номером, который он сообщает в бухгалтерию по месту работы. Работодатель производит расчет и выплату пособия.

– Работодатель что должен сделать, чтобы принимать такие больничные?

– Администрации предприятия или учредения необходимо заключить соглашение об информационном обмене с нашим филиалом (ст. Павловская, ул. Горького, 305).

– Для чего нужен электронный больничный?

– Введение электронных больничных листов принесет несомненные плюсы.

Во-первых, упрощается взаимодействие между структурами: формирование цифровых баз данных о пациентах, организациям не надо пересылать друг другу информацию на бумажных носителях.

Во-вторых, электронный больничный проще заполнять. Не надо следить за размером букв, цветом чернил, расположением печати. Проще исправить ошибки. Пациентам не придется бегать по кабинетам с просьбами исправить неточности в листках нетрудоспособности.

В-третьих, экономия бюджетных средств – не надо изготавливать и приобретать бланки листков нетрудоспособности.

В-четвертых, пациенты получат доступ к информации о выданных больничных листах. В личном кабинете на сайте ФСС РФ они смогут отслеживать данные о начисленных им пособиях. Работодатель, зайдя в личный кабинет на сайте ФСС РФ, в свою очередь, сможет отслеживать открытые и закрытые листки нетрудоспособности на своих работников. Отпадет необходимость подтверждения сотрудником своего отсутствия на работе по причине болезни.

В-пятых, бухгалтерии организации не надо будет отправлять листки нетрудоспособности в ФСС РФ.

И наконец, в-шестых, электронный больничный лист невозможно испортить или потерять. Исключается возможность подделки.

Имеет ли электронный листок нетрудоспособности равную юридическую силу с листком нетрудоспособности на бумажном носителе?

– 1 июля 2017 в силу вступил Федеральный закон N 86-ФЗ от 01.05.2017 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому наравне с бумажной имеет обращение и электронная версия листка нетрудоспособности.

– Какие преимущества оформления листка нетрудоспособности в электронном виде для Фонда социального страхования?

– Для Фонда социального страхования преимущества заключаются в следующем. Это оперативность получения сведений о страховом случае, формирование единой базы данных по страховым случаям, для организации аналитической работы, снижение затрат на изготовление бланков листков нетрудоспособности.

Более того, после полного перехода к электронным листкам, а это когда-то тоже произойдет, хотя сроки законодательством и не оговорены, не станет поддельных листков. К сожалению, некоторые граждане продолжают попытки отдохнуть за счет государства, покупая фальшивые больничные.

Снизится количество сведений, передаваемых страхователями в Фонд, повысится достоверность информации. Весь процесс – от выдачи электронного листка нетрудоспособности до выплаты пособия – будет прозрачным и доступным в личном кабинете застрахованного на сайте Фонда социального страхования.

После внедрения электронных больничных, в бумажной версии их совсем не останется?

– Закон оставляет за гражданином право оформить бумажный листок нетрудоспособности, но если он решит оформить «больничный» в электронной форме, работодатель, обязан будет это право удовлетворить, подключив у себя необходимые для этого электронные системы. Думаю, что в дальнейшем электронный листок нетрудоспособности полностью заменит бумажный формат.

– Какие необходимы условия для формирования листка нетрудоспособности в электронном виде?

– По законодательству ЭЛН может быть оформлен только при готовности всех участников информационного взаимодействия: страховщика – Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), страхователи (работодатели), медицинские организации (больницы, поликлиники) и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

– Потребуется дополнительно приобретать оборудование и программы?

– Для работы с ЭЛН медицинской организации можно воспользоваться двумя вариантами программного обеспечения:

  1. Программа АРМ «ЛПУ». Это бесплатное программное обеспечение, разработанное Фондом социального страхования РФ, которое обеспечивает возможность формирования ЭЛН. Скачать программу можно на сайте cabinets.fss.ru в разделе ЭЛН.
  2. Программное обеспечение сторонних производителей с возможностью интеграции в существующую информационную систему медицинской организации.