Тогда на уроке литературы мы изучали повесть «Дубровский» А.С. Пушкина. Параллельно шла работа над школьной постановкой. Учительница Людмила Георгиевна Сорокина искала парня на роль очень жадного помещика Спицына, который носил ключи на шее от всех кладовых. В старших классах не нашлось ученика, который смог бы на сцене согласно роли есть сало. Все-таки голодный 1951 год… Салом тогда только корочку хлеба натирали, а чтобы есть открыто, при народе – это большой позор.

Мы жили по соседству с учительницей – на чердаке небольшого финского домика. С одной стороны она с двумя детьми, с другой – моя мама с тремя. Им как-то удалось уговорить меня сыграть Спицына, расписав все прелести персонажа. Тем более поесть сала, когда дома кроме маргарина и тавота (колёсная смазка) для сковороды ничего не было…

1968 г. Сцена из спектакля «Девятая симфония» о жизни писателя Николая Островского. В главной роли – герой статьи (справа), Артёма играет В. СКЛЯРОВ.

После долгих репетиций я даже учиться лучше стал… И вот спектакль. В коридоре собралась вся школа и много родителей, в конце коридора – сцена. Тишина. Все слушали, что говорили ребята. Но как дело дошло до моего публичного и смачного поедания, начался невообразимый шум, громкий смех, реплики. Первый мой успех был вознагражден жителями. Многие тогда принесли к нам домой еду, то же сало.

Через год меня пригласили в самодеятельность нашего совхоза «Лекрастрест». Я играл на гармони, на контрабасе, пел и читал стихи. В клубе со мной серьезно занималась балетмейстер Елена Венгелевская, бывшая танцовщица Большого театра СССР. Под ее руководством я выступал с танцевально-акробатическими номерами в театре имени Пушкина в Майкопе, в драмтеатре в Краснодаре. Как правило, это было на концертах после комсомольских и партийных конференций. В совхозе я сыграл в двух спектаклях – «Украинская ночь» (пан Прыщ) и «Под дикой яблоней» (Евлаш). Было это в 1955-м.

В феврале 1956 года правительство приняло постановление о строительстве 15 сахарных заводов на Кубани, в том числе и Адыгейского комбината. Пошли годы учебы (два технических училища), работа на Кореновском сахарном. В 1957 в числе двадцати добровольцев (в то время я был секретарём комсомола совхоза) приехал в Гиагинскую. Здесь повстречал свою судьбу Галину Макееву (позже Обоскалову). Она замечательно пела. Я же петь перестал. И вот почему. На одном заключительном смотре художественной самодеятельности в Адыгее Галя исполняла песню «Курский соловей», потом я представил чешскую народную «А я сам», затем вышел Умар Тхасимов с произведением «Адыгея моя». После номеров таких талантов я понял, что мне надо быть скромнее. Перешел больше к разговорному жанру и танцам.

2012-й. Подготовка к постановке по пьесе Н. Гоголя «Женитьба». Е. ШАМРАЙ, Н. ОБОСКАЛОВ, Г. ОБОСКАЛОВА, А. КОСЕНКО.

В 1964-м мы с женой – в Павловской. Галя заведовала клубом сахарного завода. Был такой на 250 мест. Я читал там стихи, какие-то сценки ставили, водевильчики.

А потом нас, десять самодеятельных артистов, собрал заместитель директора сахзавода Пётр Гайворонский. Он предоставил слово актрисе Павловского народного театра Тамаре Степенской. Та пригласила нас поучаствовать в массовых сценах в спектакле «Стальной командир». Мы все согласились. И в один из вечеров пришли в репетиционный зал, который тогда находился на втором этаже кинотеатра имени Кирова.

В 1965-м и состоялась моя первая встреча с самым, пожалуй, ярким нашим режиссёром Константином Кесис-Оглы. Проверили нас на силу и тембр голоса, словно на медкомиссии, осмотрели внешнюю фактуру. И вот, совсем молодой парнишка в очках (я как его увидел, сразу назвал Очкариком) говорит: «Костя, ты посмотри внимательно, вот он, командир Павлоградского полка Коношенко». Это был Володя Орёл, художник-постановщик. Вот с его внимательного взгляда и видения я и стал актером театра. 3 марта 1966 года состоялась премьера «Стального командира». Играли в постановке о Д. Жлобе тогда 105 человек!

1967 год. Москва. Малый театр. Центральное телевидение ведет трансляцию нашего спектакля. Тогда появились первые наши лауреаты РСФСР – Алексей Болотин, Виктор Скляров, Константин Кесис-Оглы и Владимир Орел. А Николая Герасимова прямо на сцене пригласил в свою группу в ГИТИС профессор Юрий Поличинецкий. Я был полон впечатлений, мы в составе сельского драматического коллектива практически все впервые попали в столицу!

И пошло-поехало. Фестивали, смотры, декады. В 1971-м мы в Центральном детском театре в Москве. В 1973-м – открывали сезон в театре Рубинштейна в Ленинграде. В пяти городах Чехословакии прошли наши гастроли в 1976-м. Тогда лауреатами международного конкурса стали наш режиссер, художник и я. Дипломантами – актёры Г. Целинский, Б. Тарнавский, А. Родионов, В. Скляров, В. Волошин, П. Ищенко, Е. Шалапинина. К этому времени в моей биографии уже были 18 постановок и множество званий лауреата края, РСФСР, СССР.

Да, я самый счастливый человек. Со мной занимались артист райкинского Театра сатиры Аркадий Буров, профессор питерского института культуры Петр Милютин, режиссер Малого театра Пётр Васильев, его коллеги Владимир Амарбекян из Новороссийского театра, Михаил Куликовский и Владимир Нагли – из Краснодарского драмтеатра.

Немало подпортил я крови нашим режиссерам Галине Никитиной, Александру Кочетову, Юрию Чаргейшвили, Алевтине Орёл, Владимиру Сидорчуку, Вере Тихоновой, Оксане Васильевой, Анне Мельник и Анастасии Герелесовой. И, конечно, продолжаю мучить Аллу Влащик.

В копилке у меня 52 роли, сейчас работаю над 53-й. Это ж надо – 53 года на сцене и 53-я роль!

Часто задают вопрос: «Как ты всё успеваешь?». Попробую ответить. Мне летом стукнет восемьдесят, и, имея склонность анализировать всё содеянное, скажу так – это меня таким сделали жители Адыгеи и жители Павловского района. И до сих пор я учусь у людей, у зрителей, подпитываюсь силой, энергией…

Очень рад, что есть детский образцовый театральный коллектив «Сказка» во Дворце культуры. В нем масса талантливых ребят подрастает. Вот взять Кирилла Решетняка, Юлю Лаптеву. А взрослый народный театр – мечта многих районов Кубани. И он у нас есть, и в нем живут и творят сегодня замечательные актеры Александр Украинский, Сергей Борисов, Людмила Савченко, Александр Архангельский, Лариса Левкина, Пётр Аватьянц, Татьяна Тимошина, Стас Золяк, Лилия Макарова, Юлия Браславец, Игорь Горбань. Спасибо, друзья, за все!

Н. Обоскалов,

отличник культуры СССР.

Фото из личного архива.