На закате советской власти в Ростовской высшей партийной школе проходили месячные курсы редакторов районных и городских газет из всех регионов Северного Кавказа.

Сидело нас в самой большой аудитории около ста человек. В зал вошли четверо. Ректор вуза, с которым мы уже были знакомы, известный режиссер и актер Сергей Бондарчук и еще двое. Их представили – главный редактор «Огонька» драматург и писатель Анатолий Софронов, автор знаменитой пьесы «Стряпуха»,  Михаил Шолохов, не сам, конечно, нобелевский лауреат, уже ушедший из жизни,  а его сын, преподаватель научного коммунизма в Ростовском филиале академии МВД.

Запомнился рассказ Бондарчука о съемках в Югославии сериала «Тихий Дон».

– Почему в Югославии?

– А в СССР  всячески мешает ЦК КПСС.

– Как же так? – поднялся один из редакторов. – Эта  книга же прославляет большевиков.

– Молодой человек, а вы давно читали «Тихий Дон»? Перечитайте еще раз. Он не только о красных, но и о белых.

После официальной встречи Михаил Шолохов оказался в общежитии ВПШ, в комнате, где я жил вместе со старым приятелем Василием Ганжиным, редактором Вешенской газеты. Набилось с десяток коллег. Всем хотелось послушать сына классика.

– Образ деда Щукаря собирательный?

– Конечно. Хотя многое он взял от живущего напротив нашего дома деда-рыбака, с которым дружил всю жизнь. Дед был картежник и шутник. Зимой делать особо нечего было, долгими вечерами они играли в дурака – один на один. У деда была математическая память – он запоминал карты, ушедшие в отбой, и без труда вычислял оставшиеся в руках отца. Запись вели в ученической тетрадке. После очередной партии дед с наслаждением объявлял счет – 38 на 4, естественно, в его пользу. И всякий раз приговаривал:

– Дурак, Мишка, игра умственная, это тебе не романы писать.

Анекдот в тему

– Как ваш зять, Абрам Моисеевич?

– Все было бы хорошо, если бы он умел играть в карты.

– Простите, но ведь это громадный плюс!

– Нет, это громадный минус – не умеет играть, а играет.