На закате советской власти в Ростовской высшей партийной школе проходили месячные курсы редакторов районных и городских газет из всех регионов Северного Кавказа.
Сидело нас в самой большой аудитории около ста человек. В зал вошли четверо. Ректор вуза, с которым мы уже были знакомы, известный режиссер и актер Сергей Бондарчук и еще двое. Их представили – главный редактор «Огонька» драматург и писатель Анатолий Софронов, автор знаменитой пьесы «Стряпуха», Михаил Шолохов, не сам, конечно, нобелевский лауреат, уже ушедший из жизни, а его сын, преподаватель научного коммунизма в Ростовском филиале академии МВД.
Запомнился рассказ Бондарчука о съемках в Югославии сериала «Тихий Дон».
– Почему в Югославии?
– А в СССР всячески мешает ЦК КПСС.
– Как же так? – поднялся один из редакторов. – Эта книга же прославляет большевиков.
– Молодой человек, а вы давно читали «Тихий Дон»? Перечитайте еще раз. Он не только о красных, но и о белых.
После официальной встречи Михаил Шолохов оказался в общежитии ВПШ, в комнате, где я жил вместе со старым приятелем Василием Ганжиным, редактором Вешенской газеты. Набилось с десяток коллег. Всем хотелось послушать сына классика.
– Образ деда Щукаря собирательный?
– Конечно. Хотя многое он взял от живущего напротив нашего дома деда-рыбака, с которым дружил всю жизнь. Дед был картежник и шутник. Зимой делать особо нечего было, долгими вечерами они играли в дурака – один на один. У деда была математическая память – он запоминал карты, ушедшие в отбой, и без труда вычислял оставшиеся в руках отца. Запись вели в ученической тетрадке. После очередной партии дед с наслаждением объявлял счет – 38 на 4, естественно, в его пользу. И всякий раз приговаривал:
– Дурак, Мишка, игра умственная, это тебе не романы писать.
Анекдот в тему
– Как ваш зять, Абрам Моисеевич?
– Все было бы хорошо, если бы он умел играть в карты.
– Простите, но ведь это громадный плюс!
– Нет, это громадный минус – не умеет играть, а играет.