«Решила стать агрономом, никогда об этом не жалела», – говорит о себе Алла Гордеевна ФРОЛОВА.

В апреле 85-летие отметила Алла Гордеевна Фролова.

Её трудовой стаж – 55 лет. Из них 50 лет она работала районе. Была научным сотрудником селекционно-семенной станции, стояла у истоков химизации сельского хозяйства. Долгие годы возглавляла госсеминспекцию. Под управлением энергичного руководителя коллектив семеноводов не раз участвовал в профессиональных конкурсах, зачастую попадал в тройку победителей и всегда значился в числе лучших по отрасли.

К мнению Аллы Гордеевны прислушивались многие, ценили ее за компетентность и неравнодушие. А между прочим, всего этого могло бы не быть.

Теплым апрельским утром мы отправились к юбилярше в гости. Застали на улице, где она наводила порядок в цветниках – прорывала сорняки и яркий весенний первоцвет с желтыми цветками.

– Это «Ranъnculus бcris», лютик едкий, – сначала на латыни, а затем и по-русски уточнила название растения Алла Гордеевна.

– Знание агрономии, агротехники и агрохимии помогает вам в быту? – уточняем у хозяйки.

– Конечно. Это у меня палисадник, есть еще и несколько соток огорода, где я выращиваю овощи. Хватает не только мне, но и детям, внукам. Даже на Урале, где живет семья моего сына, знают вкус кубанской картошки. Пользуюсь не только знаниями, полученными много лет назад, но и стараюсь быть в курсе новинок, современных веяний науки, постоянно читаю специализированную литературу.

Вот так, даже на заслуженном отдыхе человек не забывает о любимом деле.

– А почему решили стать агрономом?

– Не сразу пришла к такому решению, но потом никогда об этом не жалела.

Вот что А.Г. Фролова рассказала о себе.

Ошибка в документах  

Родилась она в 1933-м в Белоглинском районе, в небольшом населенном пункте почти у границы со Ставропольским краем. Отец учительствовал. Любовь к книгам и знаниям привила ему мать – простая крестьянка, умевшая читать. Гордей Семенович в советские годы участвовал в ликвидации безграмотности среди взрослых. И свою будущую жену Ольгу Алексеевну сам учил читать-писать.

Детям он давал имена в честь литературных героев. Первой родилась Алла. В ее метрике работник загса в имени сделал ошибку: вместо Олимпиада вписал в графе «имя» Алимпиада. Опечатку заметили не сразу, в документах так и не исправили. А девочку для удобства все величали Алей (Аллой) (интересно, но инициалы совпали, не было никаких неудобств).

Родители хотели иметь как минимум пятерых детей. Но помешала война. Буквально в первые ее дни отец был призван на фронт. От него пришла небольшая весточка с дороги. В ней сообщалось, что их эшелон двигается на запад, в Киев. Больше писем не было. Как потом выяснилось, состав попал под бомбежку, Г.С. Фролов погиб.

А семье, в которой подрастали Алла и ее младшие братья Семен и Венедикт, довелось пережить военное лихолетье, столкнуться с врагом лицом к лицу.

«Мотьку убьет!»

Мама Аллы работала уборщицей в школе, разнорабочей в колхозе. Поднимать одной троих детей было очень трудно. Жили в небольшом доме при школе. К ним подселили семью эвакуированных. Рядом с населенным пунктом проходила дорога. По ней сначала отступали советские войска, затем двигались фашисты. Колонны немецких танков шли прямо по улицам. Их направляли под Сталинград.

Все домочадцы укрылись в вырытом во дворе окопе. Первый танк прошел над ним, края укрытия осыпались, едва не засыпав всех с головой. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы девочка из эвакуированных не рискнула подняться над рвом, чтобы посмотреть что происходит.

Оказалось, что прямо на них двигался второй танк. Заметив чью-то голову, немецкий водитель резко свернул в бок и, снеся по пути несколько деревьев, направил тяжелую машину в небольшое здание. В нем располагался радиопункт и жила семья связиста, воспитывавшая девять детей. С одной из них (Мотей) девочка дружила. «Мотьку убьет!» – только и смогла крикнуть Алла, а затем упала в первый в своей жизни обморок. Все, к счастью, остались тогда живы.

Три портрета

В доме Аллы хранились три портрета – Сталина, Ленина и Маяковского (он внешне очень напоминал девочке отца). Их Алла надежно спрятала в подполе, чтобы не достались врагу. Да так хорошо, что после войны не смогла найти.

Оккупанты расположились в школьных классных комнатах. Их быт проходил буквально перед глазами. Открыли они и школу, где заставляли детей учить Закон Божий. Девочке было унизительно и стыдно ходить на уроки, все время хотелось убежать.

Мама Ольга Алексеевна горевала, что не стало отца, переживала, что и сыновей, когда те подрастут, заберет война. А самое главное – что прервется род Фроловых. Тогда Алла пообещала никогда не менять фамилию. Слово сдержала – так и осталась Фроловой.

Пойду  в агрономы

В послевоенные годы жили бедно, голодно, нечего было одеть. Алла босиком ходила на уроки, а братьев по очереди с мамой носили туда на руках.

Так мечталось ей работать инженером на текстильном производстве, чтобы навсегда забыть что такое не иметь одежды и обуви. В школе хорошо училась, получила среднее образование, братья после 4-5 класса пошли работать (один слесарил на стройках, а второй со временем стал зоотехником).

Ее мама отправила поступать в вуз. Односельчане посмеивались – какой институт для сельской девчонки, но Алла была настойчива. Переживала, что не сможет потянуть высшую математику и останется без стипендии. Поэтому по примеру родной тёти поступила в сельхозинститут «на агронома».

Кубанская казачка Липа

Учиться ей нравилось, хоть и не была круглой отличницей, смекалистую и работящую девушку уважали преподаватели и однокурсники. Окончила вуз в середине 50-х, когда активно началось освоение целинных земель.

На Целину Фролова не попала, а по распределению поехала в Сибирь – в Красноярский край. Дипломированных специалистов в те годы было очень мало. Даже руководитель хозяйства, в прошлом командир дивизии, имел 4-классное образование.

По полям ездила верхом на лошади, за что местные жители величали ее кубанской казачкой. А председатель в свободную минуту просил: «Липочка, а расскажи мне, что по этому поводу говорит наука». И молодой специалист рассказывала об агротехнике, особенностях выращивания тех или иных сельхозкультур.

Случалось и ругалась. Когда дали задание засеять царицу полей кукурузу, агрономша «забастовала». Отказывалась это делать – семена нерайонированные, да и способ высева нерациональный. Причем убеждать в этом пришлось не районное руководство, а начальство из края. И хоть семена пришлось посеять, результат, как и предполагала А.Г. Фролова, оказался неудовлетворительным.

После этого случая её еще больше зауважали. Поступило приглашение на работу в селекционную станцию под Енисейском.

Сибирский период продлился у Аллы Гордеевны пять лет. Когда отдел перевели в Иркутск, кубанская казачка решила вернуться на родину.

Случайности             не случайны

В Павловскую попала случайно. Однокурсница училась в аспирантуре в Краснодаре. К ней в гости и поехала Алла. Подруга повела ее в театр на спектакль, а туда, тоже случайно, пришел на представление и ее знакомый, агроном из Павловского района И.Т. Чичулин. Разговорились, он-то и пригласил А.Г. Фролову агрохимиком в район.

Здесь познакомилась с будущим мужем (он работал инженером в совхозе «Сосыкский»). Родились дети. Непродолжительное время супруг возглавлял Новолеушковское профтехучилище, где стала преподавать секреты агрономической науки и Алла Гордеевна.

Но в 33 года овдовела, вернулась в райцентр. Теперь уже в «Сельхозтехнику» агрономом по удобрениям и ядохимикатам. Шла активная химизация сельского хозяйства. Ей довелось курировать строительство базы «Сельхозхимии». Предприятие обслуживало шесть районов. Восемь лет А.Г. Фролова, с точностью фармацевта, рассчитывала нормы внесения удобрений и концентрации ядохимикатов. Проколов не было – ни одно поле не «сгорело».

Через время начальник районного сельхозуправления К.И. Зверев предложил возглавить Госсеминспекцию. Согласилась не сразу. А пришла и 38 лет здесь проработала.

Наградили Аллу Гордеевну медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «За трудовую доб­лесть», её портрет не один раз заносился на краевую Доску почета, а учреждение стало одним из лучших в крае.

Последнее место работы – станция защиты растений. В 80 лет А.Г. Фролова вышла на заслуженный отдых.

«Я благодарна за хорошую работу коллегам по госсем­инспекции В.И. Скляровой, И.Н. Санковой, А.И. Пономаренко». По-доброму вспоминает Алла Гордеевна и тех, с кем довелось работать – агрономов и семеноводов. Это Т.В. Нестеренко (из Атаманской), В.Н. Кантемиров, И.Г. Семиренко (ОПХ им. Калинина), А.А. Остражаковская, В.Н. Науменко (Старолеушковская), Г.С. Писанок (Незамаевская), Д.Ф. Диброва и В.П. Гончаров (Павловская) и многих других, кто был неравнодушен и «тонко относился к порученному делу».

* * *

Дети А.Г. Фроловой выросли. Семья сына (он военный журналист, к сожалению, его рано не стало) живет на Урале. Дочь – экономист, работала в налоговой инспекции, сейчас трудится в Краснодаре.

Поздравления в день юбилея А.Г. Фролова принимала и от троих внуков и восьмерых правнуков.

Мы присоединяемся к добрым словам и желаем ей активного долголетия и крепкого здоровья!

В. Максимова.

Фото М. Касьяна.