«Мышление начинается с удивления»

Я не знаю, где водятся волшебники, а вот где работают лучшие учителя Кубани, могу смело предположить – в школе № 2 станицы Павловской. Судите сами – имена педагогов и их воспитанников часто звучат в списках победителей районных и краевых профессиональных конкурсов. Причем дважды за последние три года они признавались лучшими в Краснодарском крае в самом престижном из состязаний «Учитель года». В 2015-м этот титул завоевала Е.В. Стороженко, а в 2018-м – Е.В. Фоменко.

О Елене Васильевне газета рассказывала уже не раз. Сегодня предлагаем вам познакомиться с Евгением Валерьевичем, который осенью этого года представит Кубань на всероссийском этапе конкурса.

В родной школе

Вы родились в Пав­ловской?

– Я родом из ст.  Новопетровской, а вырос в Павловской, куда семья переехала. Сейчас работаю в школе, которую окончил в 1997-м.

– Почему решили стать учителем истории?

– Нравился этот предмет. Его вела у нас замечательный педагог Валентина Борисовна Ваганова. Много читал художественной и исторической  литературы. На уроках биологии тоже всегда было интересно. Мама по образованию юрист, собирался пойти по ее стопам, но получилось так, что прошел на бюджет на исторический факультет Адыгейского государственного университета.

 – Помимо занятий и сессий, чем дополнялась студенческая жизнь?

– В те годы я увлекся творчеством российского писателя, нашего современника Виктора Пелевина. А еще в рок-группе вуза играл на бас-гитаре (потом был период, когда вел уроки игры на гитаре в Доме творчества ст. Павловской).

– Помните свой первый урок?

– После получения диплома об окончании вуза, в 2002 году пришел на работу в родную школу. А первый урок давал во время прохождения практики. Попал на замещение в 11-й класс. Тему не помню, но это было право. Дети приняли хорошо.

– А какие предметы помимо права ведете сейчас?

– Историю, общество, экономику. Их углубленно изучают старшеклассники, выбравшие для себя экономико-математический профиль обучения. Этот профиль довольно популярный, и ЕГЭ по обществознанию будут сдавать в этом году более 30 одинадцатиклассников нашей школы.

Как готовиться              к ЕГЭ

 – Вы уже работали в школе, когда итоговая аттестация выпускников стала проводиться в форме единого государственного экзамена…

– Первоначально такое новшество вызывало немало нареканий. Прежде всего из-за тестовой системы, которая не всегда объективно показывает уровень развития ребенка. Можно прекрасно решать тесты, но не уметь выражать мысли. Да и сама система оценивания не совсем идеальна.

– А сейчас отношение изменилось?

– Да. Именно благодаря ЕГЭ дети из глубинки получили возможность учиться в лучших вузах страны, причем на бюджете. Это, наверно, то, ради чего её и вводили –талантливая молодежь получила равные условия для поступления. Те, кто кропотливо работает над собой, обязательно поступит. Немало выпускников нашей школы сейчас учатся в Москве, Петербурге и других крупных городах. Отмечу однако, что ЕГЭ все равно далеко не идеальный инструмент оценивания и нуждается в совершенствовании.

Обществознание часто требуется для поступления на экономические факультеты, юридические… Но ведь это довольно сложный предмет.

– Да. Но почему-то дети, да и их родители, так не считают. Отсюда и результат – не всегда набирают даже минимальное число баллов. Приходится убеждать ребят, что если уж его выбрали, то должны усиленно готовиться.

Сами дети, анализируя число полученных баллов, приходят к выводу, что переоценили свои знания, что надо было не просто разбирать ситуации и вникать в темы (а они буквально взяты из жизни, многим хорошо знакомы и понятны), но и многое заучивать, как на истории. А ведь на «обществе» мало того, что надо учить, но надо еще и уметь думать.

– Могли бы дать коллегам совет, с чего начинать подготовку детей к ЕГЭ?

– Универсальных советов нет, но, наверное, лучше всего стартовать с написания эссе. Хорошо изучить требования к экзамену, а также проанализировать лучшие работы. Надо браться и за сложные задания, чтобы дети смогли оценить свои силы. Так у них появляется азарт (у меня получается, значит, и я смогу).

– Есть среди ваших учеников те, кто получил максимальный балл?

– В 2013 году на 100 баллов написала работу Екатерина Зантман, а в 2017-м – Ирина Гострая.

Впереди –  Санкт-Петербург

– Евгений Валерьевич, это первый профессиональный конкурс, в котором вы участвовали?

– В 2007-м я победил на муниципальном этапе «Учителя года», а в крае вошел в шестерку. Спустя 11 лет снова попробовал себя – стал победителем.

– Значит, атмосфера состязательности хорошо знакома. А сами конкурсы отличаются друг от друга тогда и сейчас?

– Да. И по форме, и по содержанию. В этом году, если не ошибаюсь, впервые велась он-лайн трансляция некоторых этапов. Их можно и сейчас посмотреть в Интернете.

– Когда было сложнее – в первый раз или во второй?

– В 2007-м было легче. В том плане, что я был моложе. Сейчас понимаешь, что уже педагог со стажем, не имеешь права на ошибку, тем более что хочется показать, чего достиг за 15 лет.

– Одним из заданий было написание эссе…

– Его тема – «Я учитель». Надо было посмотреть на профессию в целом, осмыслить свое место в ней и изложить видение того, что в современном мире должен сделать учитель. Его мы писали не заочно, а в Краснодаре.

Еще нам надо было сделать свой сайт. Его можно посмотреть по ссылке: http://evfomenko.astor.me. Там размещена информация обо мне, о достижениях учеников, методические наработки, документы, полезные ссылки для учителей и учеников, многое другое. На втором этапе были методические семинары, открытые уроки. Я рассказывал о подготовке к ЕГЭ и провел занятие в 11-м классе.

В жюри помимо педагогов, присутствовали дети и родители. Они помогали оценивать публичные выступления, связанные с образованием и воспитанием. На всех этапах надо было быть готовым ответить на дополнительные вопросы жюри, порой довольно неожиданные.

Для меня самым сложным этапом стала проектная деятельность. Это коллективная работа, в которой оценивается умение работать в команде, общаться, высказывать мнение, искать новые решения в педагогике. При этом оценивается не только конечный результат (созданный проект), но и вклад тех, кто вошел в группу.

По итогам каждого дня (их всего было три), часть конкурсантов отсеивалась. Сначала я вошел в число 15, в третий день на заседании «круглого стола образовательных политиков» шесть финалистов (и я в их числе) обсуждали предложенные вопросы – о безопасности в школах, об использовании мобильных телефонов и другие. Надо было показать умение видеть способы решения проблемы, чтобы учесть интересы всех сторон (учеников, образовательного учреждения).

Во время конкурса очень помогла поддержка коллег. Особенно из моей СШ № 2. Это Е.В. Стороженко (зам. директора по методической работе), Л.В. Заболотная (учитель информатики) и Т.Б. Жогло (учитель истории), а также директор районного информационно-методического центра О.Р. Мазаева.

– Теперь до всероссийского этапа отдыхаете?

– Он пройдет накануне Дня учителя – в октябре, в Санкт-Петербурге. Подготовка к нему уже началась.

– А есть время для увлечений?

– С друзьями отправляюсь в пешие походы по горам, периодически беру в руки гитару. С сыном (он еще школьник) любим сыграть партию-другую в шахматы.

– Спасибо за интересный рассказ. Удачи в финале конкурса!

* * *

P.S. С интересом посмотрела сайт Е.В. Фоменко. Кредо, как известно, это личное убеждение, основа мировоззрения человека. Для Евгения Валерьевича его педагогическое кредо совпало с выказыванием В.А. Сухомлинского «Мышление начинается с удивления». От себя добавлю – для победы (в любом деле) надо тоже всех удивлять…

* * *

Пока материал готовился к печати стало известно, что в 2018 году имя Е.В. Фоменко занесено на районную Доску почета. Поздравляем!

 Беседовала

В. Максимова.

Хотите быть в курсе всех новостей? Получайте обновления прямо в свой почтовый ящик! Это просто!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*