Как вернуть газетам тиражи?

Кто сегодня читает газеты, в чём предназначение современных СМИ, и правда ли, что бумажные носители информации скоро выйдут из обихода, как безнадежно устаревшие? Об этом наш разговор с заслуженным журналистом Кубани Владиславом Зинченко.

Кто кого  воспитывает?

– Журналистика – непростая профессия. Не возникало желания её сменить?

– Никогда. Мне всегда нравилось встречаться с людьми. Писать о них, о проблемах, помогать попавшим в беду. Была бы возможность начать жизнь заново, я бы снова выбрал свой путь. Несмотря на то, что профессия действительно неблагодарная, особенно сегодня. Начинающий журналист в наших реалиях не прокормит семью.

– Вот… Низкие гонорары, зарплаты. А почему измельчал и сам статус? Вспомним 80-е: гласность, демократия. Именно тогда термин «четвертая власть» применительно к СМИ (после законодательной, судебной, исполнительной) часто звучал и не был пустым звуком. Журналист был авторитетом, от его мнения многое зависело.

– Властью пресса может быть в одном случае – когда она независима от других ветвей власти, когда она самостоятельно решает, что ей публиковать. Но когда она подчинена всем другим ветвям, о чём говорить? Почему так сложилось – вопрос сложный. Не углубляясь, скажу, что всё изменится лишь тогда, когда мы построим настоящее правовое государство. Пока мы видим, что законы работают избирательно. За кражу мешка с пшеницей кто-то попадает в колонию на два года. Другой украдет два миллиарда и наказание для него условное. Когда законы будут работать, станут одинаковыми для всех, тогда и журналисты смогут работать в правовом поле. Если кризис затянется, журналистики как таковой будет оставаться всё меньше, а пиара, восхваления власть имущих – больше. Работа СМИ уйдёт в пар.

– Вы сейчас говорите о СМИ, которые «подсели» на финансирование администраций. Но в крае есть и другие примеры. Например, в Северском районе выходит независимая «Народная газета».

– А вы спросите, какой у газеты тираж? Едва тысяча экземпляров набирается. В районе, где больше ста тысяч жителей, влияние газеты мизерное.

– В том и парадокс! Независимая газета печатает критические, острые, злободневные материалы. А востребованность у читателей минимальная. Люди не хотят вникать в проблемы?

– Я об этом часто думаю. Люди перестают читать и хорошие газеты. Качество контента не снижается, а тиражи падают. Интернет, электронные СМИ, которые «вытесняют бумагу», – лишь одна из причин, и она не главная. То, о чём давно пора задуматься, – это культура потребления – и не только печатного слова. Мы вообще каких людей воспитываем? Что творится в нашем телевизоре? Всякие ток-шоу разряда Джигарханян–Виталина, неделями обсуждают, сколько детей у Спартака Мишулина. Сирия, Украина… Ну да, злободневные темы. Но где же Россия? Вы покажите провинцию, то, чем живет человек. С помощью масс-медиа мы воспитываем инертного зрителя, читателя, гражданина. Это угроза для будущего страны.

Кто  не  работает?

– Как воспитывать гражданина? Говорят, если бы именно эти ток-шоу люди не хотели смотреть, то подобных передач и не было. В газете читателю лунный календарь дайте, кроссворд легкий, телепрограмма чтобы была… Быть может, люди о проблемах уже и знать не хотят? Вам не кажется, что этот процесс – он уже безвозвратный? Умного, думающего зрителя и читателя мы уже упустили.

– Потакать дурному вкусу проще всего. Это ещё и выгодно. Репортаж о жизни какого-нибудь колхоза или фермерского хозяйства смотреть мало кто станет, рекламодателей он не заинтересует.  Но неправильно рассматривать проблему  с точки зрения потенциальной прибыли. Да, люди смотрят. А какая государству от этого польза? Ну давайте тогда сплошную желтизну показывать. Вообще все будут сидеть, не отрываясь от экранов. Но надо же как-то информационные потоки регулировать? Я противник политической цензуры, но цензура художественная должна быть, это моё убеждение. Ориентироваться нужно на серьезного зрителя и читателя. Он живо интересуется историей, новостями страны, региона, города, района. Он задается вопросами и ему нужны ответы: почему жизнь ухудшается, или улучшается, но очень медленно? Пусть таких, думающих, будет 20 %. Но именно они – наша опора.

– Замечу, не всякий думающий читатель может позволить себе подписку на любимое издание…

– Увы, советские тиражи с их доступной для каждого ценой, мы никогда уже не вернём. Полугодовая подписка на газету, которой я руковожу, стоит почти 700 рублей. Пенсионеры с пенсией 10-12 тысяч сейчас в более выгодном положении, чем многие молодые. Да, коммуналку заплати и мало что остаётся, но огородик кормит, старики свою пенсию получают регулярно и стабильно, как-то выкручиваются. Могут и на газету подписаться. Молодым сложнее. Как-то с районным начальником пенсионного фонда мы посчитали, сколько у нас в районе трудоспособных граждан и сколько из них отчисляют пенсионные отчисления. Выяснилось, что  6 тысяч человек никак себя не проявляют. Где они? Уехали, ушли в теневой бизнес, или дома сидят, с воды на сухари перебиваются? Все варианты жизненные. Простой пример. В начале 30-х годов в станице Незамаевской было 16 тысяч жителей. Сейчас 2800. Это результат не только репрессий (станица была занесена на «черную» доску), но и безработицы, которая охватила сельские населенные пункты, в том числе и в нашем благодатном крае. Молодые, трудоспособные, перспективные, хваткие из-за безработицы из глубинки бегут. Одна станичница поехала в Геленджик на разведку, устроилась горничной. И за ней, по цепочке, уехали еще несколько десятков женщин. Мужики одни, водку пьют. Вот проблема! Когда у людей нет денег, им не до газет. Вот когда улучшится жизнь, постепенно вернется и читатель.

А что нам надо?

– Когда наладится жизнь, можно и не дождаться. Не умрёт ли раньше газетная журналистика?

– СМИ будут перемещаться в Интернет, но бумажные газеты не умрут никогда. Этот сегмент культуры останется просто потому, что при его отсутствии погибнет русский язык. Газетам надо спасаться. Реальный и действенный способ – воспитание у читателя чувства местного патриотизма. Кстати, у «районок», уступающих по качеству материалов краевым и центральным газетам, в которых работают более квалифицированные журналисты, есть приоритет, благодаря которому падение тиражей происходит медленнее. «Районка» может рассказывать людям о земляках, которые живут через дорогу, о проблемах часто мелких непонятных для условного Краснодара, но для селян очень важных. Это всегда интересно, будет читаться в любые времена. Стоит обратиться и к опыту зарубежных стран. Тиражи газет в поселениях привязаны к количеству проживающих там семей. Каждая семья получает газету бесплатно, за счет муниципалитета. При этом мэр или бургомистр газетой не командуют. Деньги на газету – не их собственные, а налогоплательщиков. И когда заслужили – их, власть, критикуют. Но в этом не сама цель СМИ, а цивилизованный, конструктивный и эффективный способ сотрудничества. Всё просто – платя налоги, человек получает право получать муниципальную газету бесплатно. И мы к этому тоже должны прийти.

– Фантастично… Местные бюджеты, особенно сельские, часто «дырявые».

– Мы возвращаемся к тому, о чём уже сказали. Проблемы нашей глубинки должны волновать не только людей, там проживающих. Возьмите Лондон, Париж, Рим, Барселону… Число жителей столиц и крупнейших городов уменьшается за счет переселяющихся в маленькие провинциальные поселения. Экология там лучше, бизнес туда идёт потому, что для предпринимателей созданы привлекательные налоговые льготы. У нас перекос в обратную сторону. Рабочих мест все меньше. В районах бизнес сворачивается. В Павловской на центральном районном рынке 960 мест, из них работает чуть более 300. У покупателей с маленькими доходами востребованы товары первой необходимости: хлеб, молоко. Мелкую торговлю вытесняют гипермаркеты, с более низкими ценами. Точно также и мелких фермеров разоряют агрохолдинги. Бизнес должен идти туда, где есть свободные трудовые ресурсы. А он концентрируется не в Незамаевской, а в крупных городах, в Краснодаре, на курортах Черноморского побережья. Проблемы общества и СМИ взаимосвязаны и закольцованы…

Светлана Лазебная.

(«АиФ – Юг»; № 18, 2-8 мая 2018 г. )