Послезавтра павловчанин Дмитрий Конопля, как и многие, кто охранял внешние границы страны, отметит этот праздник.

Служил он два года – с 1996-го по 1998-й. Только прерогативой его были не сухопутные, а морские рубежи Отечества. Потому и форму носил соответствующую.

После девяти классов СШ № 3 учился в вечерней школе. Одновременно не только думал о предстоящей воинской службе, но и активно готовился к ней. Для этого посещал клуб «Мужество» под руководством В.Н. Кислякова. Совершил восемь прыжков с парашютом с высоты 800-1000 метров. Хотел попасть в ВДВ – этот вид войск даже значился у него в приписном свидетельстве, выданном в военкомате.

Но обстоятельства сложились иначе. Сначала попал в мотострелковую часть Ростова-на-Дону. Через пару недель его переправили в Анапу – в учебку погранвойск. В ней он полгода осваивал специальность гидроакустика. Дней за десять до окончания уже знал, где придется нести морскую пограничную службу – на самом краешке земли, в Петропавловске-Камчатском. Там в одной из бухт города его уже ждал сторожевой корабль «Дзержинский» 1135-го проекта.

Дмитрий попал в сводную команду. В ней были и боцманы, и вертолетчики, и химслужба, и коки, и вестовые.

Его личная задача по боевому расписанию заключалась в контроле крепления такелажа, аварийного оборудования, заправке вертолета К-27 керосином и подзарядке на нем аккумуляторов. Летательная машина с горизонтальным несущим крылом размещалась как раз в помещении, которым заведовал наш земляк.

Швартовался КП СКР «Дзержинский» в отдельной бухте пограничных кораблей. В море выходили часто, решая различные учебно-боевые задачи. Не обошлось и без артиллерийских стрельб с шестиствольных артустановок АК-360. Скорострельность таких – до 5 тысяч выстрелов в минуту. Точно поражали цели условного противника.

– В основном ходили к Курильским островам, – вспоминает Дмитрий. – Максимальное пребывание в море – две недели. Однажды мы получили данные спутникового наблюдения о том, что полтора десятка японских шхун ведут незаконный промысел лосося в наших территориальных водах. Полным ходом пошли в заданный район. Почти всем шхунам удалось уйти в нейтральные воды. Чтобы задержать последнюю, командир нашего корабля пошел на экстренные меры. Он приказал открыть огонь по нарушителю. Были поражены рубка браконьера, а также носовая и кормовая части шхуны. Она, потеряв ход, тем не менее оставалась на плаву. Отбуксировали её в Петропавловск-Камчатский.

На судне было обнаружено около 50 тонн рыбы лососевых пород…

Подобные эпизоды службы невозможно вычеркнуть из памяти. Как и шторма в 7-8 баллов, через которые сторожевику приходилось пробиваться. Дмитрий Конопля отлично переносил качку. В свободное от вахт время вместе с сослуживцами ловил рыбу, днем – из иллюминаторов, а ночью – с верхней палубы. Попадались камбала, палтус, терпуг, горбуша, кета, чавыча. Самостоятельно солили красную икру. Впрочем, рыба ценных пород нередко была и в официальном меню экипажа. Разве такое забудешь!

После пограничной службы, вернувшись домой, Дмитрий учился в техникуме в Краснодаре – при заводе ЗИП. Получил специальность наладчика оборудования. Занимался одно время индивидуальным предпринимательством. Последние несколько лет работает водителем автокара в ООО «Техада».

В понедельник 28 мая – очень круглый праздник для всех наших пограничников. Службе исполнится ровно 100 лет. Д. Конопля наверняка найдет ребят, с которыми ему будет приятно поднять бокал за то, «чтоб граница всегда была на замке».

С праздником, старший матрос!

А. Ушаков.