В рейд отправился вместе со специалистом администрации Павловского сельского поселения Анной Кваша. Центральные улицы, как обычно, нареканий не вызывают – бордюры и деревья побелены, молодая трава на газонах подстрижена, не видно ни мусора, ни сорняков. Здесь тщательно наводят порядок и во время месячников, и в промежутках между ними. На регулярные субботники выходят работники администраций поселения и района, а также других муниципальных организаций.

Однако есть и проблемные места, где очаги антисанитарии не могут ликвидировать годами, или же борьба за чистоту ведётся с переменным успехом. Естественно, и в этот раз посетили все известные нам укромные уголки, куда несознательные граждане привыкли выбрасывать бытовые отходы. Причём их нисколько не смущает то обстоятельство, что хлам они сваливают буквально под забор соседям.

Ничего не помогает

Посетили неистребимую стихийную свалку, расположенную за бывшей конно-спортивной школой рядом с трассой на Атаманскую. Здесь вдоль лесополосы грунтовая дорога ведёт с шоссе к отстойникам сахарного завода. Рядом с ними – большая площадка, которую не видно с асфальтированной магистрали.

Эта самая большая стихийная свалка совсем рядом с Павловской. Причём её много раз пытались ликвидировать. Вывозили мусор, а дорогу к этому месту перегораживали массивными бетонными блоками. Но каким-то магическим образом преграды раздвигались, давая проезд, и кучи хлама быстро вырастали вновь. Последняя на сегодняшний день попытка была в начале этого года. Управляющая компания «Развитие» при поддержке администрации поселения полностью вычистила злополучную площадку от мусора, а проезд к ней перегородили специально изготовленным добротным шлагбаумом.

В этот раз отсутствовал замок и створки были гостеприимно распахнуты. Площадку снова полностью покрывают многочисленные кучи различных бытовых отходов, похожие на величественные барханы. И всё это навезли за каких-то несколько месяцев! Кое-где заметны пятна пепла, а в одном месте что-то сильно дымило. Мусор, способный гореть, явно пытаются сжигать. Что приводит к дополнительным нарушениям экологических норм, а в летнюю жару ещё и угрожает пожаром окрестным полям и лесополосам.

Ещё одна бывшая свалка, поменьше размером, была в овраге на поле по дороге на хутор Шевченко. Её тоже ранее полностью зачистили и поставили шлагбаум на подъездной дороге. Проверка показала, что и здесь не всё хорошо. Проезд открыт, мусор уже начинают привозить. Он валяется в зарослях сорняка у дороги, а в овраг кто-то вывалил целый грузовик красной строительной плёнки. Так что недоброе начало положено, скоро хлама здесь будет гораздо больше.

Бетонные блоки и шлагбаум в качестве преград для злоумышленников доказали свою полнейшую неэффективность. Что же делать? Копать противотанковые рвы или обнести запретную территорию по периметру высокой стеной? Возможно, помогла бы засада, чтобы ловить нарушителей экологических норм на месте преступления. Улучшили бы положение и видеокамеры, которые могли бы фиксировать факты незаконного выброса мусора и номерные регистрационные знаки автомобилей таких граждан.

Вокруг гаражей

Первым посещаем гаражный комплекс на улице Промышленной. Картина привычная. Если стоять лицом к многочисленным железным воротам этой постройки, то можно безошибочно определить наличие или отсутствие хозяев у каждого бокса. Правая половина почти вся выкуплена и приспособлена под магазины автомобильных запчастей и ремонтные мастерские. Их хозяева следят за порядком, трава скошена со всех сторон гаражного комплекса, никакого мусора не наблюдается. Левая часть длинной постройки выглядит полузаброшенной – у многих гаражей ржавые некрашенные ворота. А также сорняки и молодая поросль прямо перед железными створками, которые явно давно не открывались.

Такую картину мы видим во время каждого рейда, разница лишь в одном – скошена или нет растительность на участке сразу за проходом между боксами под номерами 29 и 30? Это самое проблемное место всего гаражного комплекса из-за того, что буйная сорная растительность стоит там от задней стены и до самой железнодорожной насыпи. Бывает, что бурьян и камыш всё же выкашивают. Но в этот раз зелёные заросли чувствуют себя прекрасно. К осени они засохнут и станут пожароопасными. А сразу за рельсами расположена нефтебаза.

Другой гаражный комплекс состоит из нескольких параллельных рядов построек и находится в углу между двух высоких стен неработающего хлебокомбината. Место укромное, а рядом многоквартирные дома, поэтому здесь всегда можно найти кучи бытовых отходов и пепелища от мусора. Сорная растительность тоже есть, включая заросли камыша.

С кучами бытовых отходов ведётся борьба с переменным успехом. Во время субботников добропорядочные граждане убирают, а в остальное время мусорят нарушители. Причём захламляют территорию явно жители близлежащих домов. Судите сами: среди выброшенного в этот раз – старый телевизор. Рядом с ним валяется упаковка от современной плоской ЖК-панели. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, что кто-то в соседнем доме обновил бытовую технику, а старую выбросил. В десятке метров в стороне аккуратно стоит старый унитаз в новой картонной коробке – кто-то неподалёку явно прикупил новую сантехнику. И можно было бы только порадоваться за людей, улучшивших жизненный комфорт, если бы они не были такими свиньями по отношению к своим соседям.

Сюрприз на Чапаева

Территория, расположенная неподалёку от памятника «Танк», – ещё одна станичная зона экологического бедствия. Причём не столько гаражный комплекс, а широкая тенистая лесополоса за ним, идущая вдоль железной дороги и обрывающаяся у вечно заросшего сорняками пустыря. Этот зелёный оазис несколько лет подряд представлял из себя весьма печальное зрелище. Под кронами дубов и клёнов было навалено огромное количество бытовых отходов. Мусор кучами лежал в больших ямах, как будто специально выкопанных для этих грязных делишек, а также валялся повсюду между деревьями. Его было настолько много, что он практически покрывал всю землю в лесополосе сплошным уродливым ковром.

Почему обо всём этом хламе говорится в прошедшем времени? Да потому, что его наконец-то убрали во время прошедшего месячника чистоты! И это – очень приятный сюрприз для всех. То, что накапливалось годами, оказывается, можно разгрести в течение месяца, если взяться как следует. Появляется удовлетворение и от собственной работы. Ведь раз дело сдвинулось с мёртвой точки – значит, сотрудники «Единства» не зря поднимают проблемы экологии на страницах газеты. И пусть этой лесополосе ещё далеко до идеальной чистоты, но доброе начало положено. Вычищены до дна огромные ямы, мусор больше не покрывает всю поверхность земли в тени деревьев, а сухой валежник полностью собран в большие кучи и подготовлен к вывозу.

А самое главное – по тенистым тропинкам этой зелёной зоны наконец-то начали гулять люди. Среди них молодые мамы с колясками, пенсионеры и велосипедисты. До этого в течение нескольких лет в зарослях среди мусора можно было лишь изредка встретить каких-то подозрительных граждан, по виду сильно похожих на алкоголиков. Теперь же прохладная лесополоса в жаркий летний день вновь становится тем, чем и должна быть – местом прогулок и отдыха.

Помойки в центре

Больше за время этого рейда мы никаких радостных изменений не увидели. Проблемные места в центре станицы, чуть в стороне от основных улиц и оживлённых мест, так никуда и не делись. Хотя о них «Единство» тоже пишет регулярно.

Например, пешеходная дорожка, соединяющая улицы Гладкова и Горького и выходящая к комплексу магазинов рядом с центральной площадью.

Этот бетонный тротуар всё так же не имеет освещения в тёмное время суток, по-прежнему загажен различным мелким мусором и используется антисоциальными гражданами как курилка, кабак и общественный туалет. Относительная чистота поддерживается силами некоторых неравнодушных жильцов соседних домов под номерами шесть и восемь, которые по личной инициативе убирают территорию тротуара. Они считают, что если установить там освещение и хотя бы одну урну для мусора, то ситуация изменится к лучшему.

Рядом с тротуаром расположено большое здание бывшего универсама, двор которого представляет печальное зрелище. Эстакады, на которых когда-то принимали товар с автомобилей, «украшены» обломками обвалившейся со стен штукатурки. Навесы над ними тоже рухнули от времени. Мусор валяется во дворе и в заброшенных складских помещениях, на которых уже даже нет дверей. Возле котельной несколько месяцев насыпаны кучи строительного мусора – обломки кирпича, кафеля и штукатурки. Это тоже не добавляет ощущения порядка в общую картину. А ещё весь двор уже начал зарастать сорняками – верными спутниками мусора на бесхозных участках. С лицевой стороны бывшего универсама вид получше, но разруха добралась и туда. То, что раньше было широкой лестницей для гуляющих пешеходов и эстакадами для женщин с колясками, сейчас напоминает место раскопок древнегреческого поселения.

Все эти «красоты» уже не раз описаны в газете, но ничего не меняется. Хочется ещё раз напомнить, что это центр станицы!

Улица Толстого

Лесополоса здесь густая и всегда очень замусоренная. С асфальта в чащу деревьев уходит множество тропинок, и каждая из них приведёт вас или к яме с мусором, или просто к куче выброшенных бытовых отходов. Да и просто между деревьями и вдоль тропок много чего разбросано. Всё это разгрести будет нелегко, но проблема в том, что субботники не сильно затрагивают эту часть Павловской. А ещё обидно, что весь этот бардак вероятнее всего дело рук местных жителей, которые живут через дорогу от лесополосы. Если бы относились бережнее к природе, то и сами не мусорили бы, и другим бы не давали.

Итоги рейда

Можно отметить, что Павловская всё же становится понемногу чище и опрятнее. Но дело движется медленно. Тем не менее, очень порадовало, что даже такие запущенные «авгиевы конюшни», как лесополоса на улице Чапаева, наконец-то вычищены.

Будем надеяться, что субботники и месячники санитарной очистки будут касаться не только центральных улиц и площадей, но и укромных проблемных мест. А чтобы помочь некоторым людям побыстрее взрастить в себе любовь к природе, мы продолжим печатать в «Единстве» имена и фамилии тех, кто был оштрафован за незаконный выброс мусора.

Ю. Бойцов.

Фото автора.