За последние лет двадцать россиян приучили не возмущаться, не отстаивать свои права, жить, не поднимая головы, и не рассуждать о будущем своих детей и внуков. Похоже, сотрудники контролирующих органов не наказывают руководителей магазинов за обманы покупателей и неуважительное отношение к ним. Почему в районной газете нет разъяснений, как поступать покупателям в случаях, описанных в статье «Экономика должна быть экономной!»?

Я неоднократно сталкиваюсь с подобными нарушениями, расхождениями в ценниках не только в «Семейном Магните», но и во многих других точках торговли. Бывают случаи, когда покупателю, набравшему много товара, в чек добавляют некупленный им продукт на несколько сотен рублей. В таких случаях, если дотошный станичник досмотрится, кассиры чистосердечно ругают «несознательный» кассовый аппарат, который «допустил ошибку». Такая история произошла со мной в «Магните», что рядом с Павловским ОВД. Теперь, после нескольких стычек с продавцами, проверяю чек, не отходя от кассы.

Попытаюсь объяснить, как действовать обманутому покупателю. В 1 пункте статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» сказано следующее: «Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». Вы вправе требовать, чтобы стоимость товара вам посчитали по ценнику. А если уже расплатились – чтобы вам вернули разницу. Как поступить, если кассир это сделать отказывается?

Ваше первое действие – позвать менеджера магазина и сообщить ему о нарушении законодательства. Вполне вероятно, вы услышите одну из причин несовпадения, о которой мы говорили выше («нехватка обслуживающего персонала», «не наш отдел», «на товар действовала акция, но теперь она завершилась» и т.д.). В этом случае нужно настаивать на том, чтобы товар вам продали по заявленной цене.

Если администратор отказывается выполнить ваше требование, порядок действий таков. Потребуйте «Книгу отзывов и предложений» и подробно опишите свою претензию. Обязательно укажите время, дату, наименование товара, цены в ценнике и «на кассе». Отказать в выдаче «Книги жалоб и предложений» при ее наличии вам не имеют права (ст. 14.15 КоАП РФ). В противном случае магазин будет оштрафован на сумму до 30000 рублей. Иметь «Книгу жалоб и предложений» обязана каждая организация, даже маленькая торговая палатка. После того, как вы оставите запись в «Книге жалоб и предложений», сфотографируйте спорный ценник (если работники магазина не отдают его – это их право, но фотографию вы можете сделать). Обязательно сохраните чек. Чтобы привлечь продавца к административной ответственности, можно обратиться в полицию (с заявлением об обмане потребителей) или роспотребнадзор (по факту нарушения правил продажи). Лично я неоднократно обращался в роспотребнадзор, в ответ в течение месяца получал ничего не значащие отписки. Возможно, поэтому продавцы так и относятся к покупателям. В любом случае, платить больше, чем указано в ценнике, вы не обязаны.

А. Оленцов,

нештатный корреспондент, депутат Совета Атаманского сельского поселения.