Система образования поможет ребенку в выборе профессии и получении дополнительных компетенций

Найти себя в жизни, определиться в профессии – школа и родители должны помочь ребенку в этом вопросе как можно раньше. И, конечно, быть здесь союзниками. Что предлагает сегодня система образования для этого на всех своих этапах и что планирует внедрить – говорили на ежегодном педагогическом совете в Краснодаре.

Конференция «Шаг в будущее» прошла в Краснодаре в новой школе № 66. Со всего края съехались более 5 тысяч человек – руководители школ, колледжей, вузов, учителя, педагоги допобразования. Все те, кто, так или иначе, влияет на самоопределение ребенка, помогает ему сделать свой шаг в будущее. Муниципалитеты также принимали участие в конференции в режиме видеосвязи.

Полмиллиарда сельским школам

Но вместе с ребенком свой шаг в будущее должна сделать и система образования. Только тогда она будет отвечать запросам детей, запросам экономики. Сегодня каждый четвертый рубль в регионе идет на образование ­– в год эта сумма достигает 80 млрд рублей.

– Мы не имеем права экономить на будущем. Система образования должна быть сильной стороной нашего региона, – отметил глава Кубани Вениамин Кондратьев, принявший участие в конференции. – Я говорю, прежде всего, о строительстве новых образовательных учреждений. Только в этом году на Кубани появится 10 новых школ.

По словам вице-губернатора Анны Миньковой, за последние три года система образования региона сделала серьезный рывок: в крае началось масштабное школьное строительство, в отрасли появляются новые инновационные тренды, улучшается оснащение кабинетов, разрабатывается система поощрений для молодых педагогов.

– Наша задача – создать условия, а дать содержание – задача учителей. К сожалению, у педагогов в сельской местности не всегда есть достойные условия для обучения детей. Необходимо в крае проработать программу для переоснащения сельских школ, – сказал Вениамин Кондратьев.

Чтобы сельские школы получили новый импульс развития, губернатор поручил своему заместителю Игорю Галасю предусмотреть в региональном бюджете 500 млн рублей на эти цели.

Ждут ремонта

Но если задача власти – обеспечить комфорт, безопасность в образовательных учреждениях, то задача педагогов вкладывать в своих учеников знания. И определяющим здесь остается профессионализм, ответственность, желание работать. Но для этого власть должна создавать условия, в том числе, обеспечить достойную оплату труда.

Об этом на конференции говорил глава Кубани. С Вениамином Кондратьевым согласен и спикер кубанского парламента Юрий Бурлачко.

– Дополнительно выделенные средства на развитие образования на последней сессии ЗСК – более миллиарда рублей – пойдут на улучшение условий работы кубанских педагогов и оснащение школ.

Как отметили руководители образовательных учреждений, краевые программы позволяют делать ремонт в школах, многим их которых уже по сто лет. Необходимо менять кровли и окна.

– В крае несколько лет назад работала соответствующая программа, – рассказала вице-губернатор Анна Минькова. Сегодня на эти цели требуется не менее 2,5 млрд рублей, которые предполагается разбить на несколько лет и осуществлять ремонт поэтапно.

Конечно же, региональная программа нуждается в перезапуске, отметил глава региона. И поручил рассмотреть возможность выделения средств на замену окон, дверей и крыш.

Правильный выбор

Новое качество образования должно отвечать современным реалиям – отмечали все выступающие конференции. Нужно не просто давать знания, но и учить именно тех специалистов, которые необходимы экономике края. Тема ранней профориентации и качественного профильного обучения стала лейтмотивом августовского педсовета.

– В этой работе мы должны дойти до каждого ученика. Именно в школьные годы ребенок самоопределяется, выбирает траекторию обучения, дальнейший жизненный путь, – сказала Анна Минькова.

Школы края обучают старшеклассников по 20 профилям. Особо важно развитие четырех актуальных направлений – социально-педагогического, агротехнологического, инженерного и медицинского. Так, классы социально-педагогического профиля открыты во всех районах края, в них обучается более 12 процентов старшеклассников. За три года классы инженерных профилей открылись в 74 школах 14 муниципалитетов для 2200 учащихся.

Доля учащихся 10–11-х профильных классов ежегодно увеличивается, сегодня это почти 30 тысяч человек. Наибольшее количество профилей на выбор девятиклассникам предлагают шесть муниципалитетов – Новороссийск, Геленджик, Курганинский, Северский, Апшеронский и Кавказский районы.

Двустороннее         движение

Говорили на конференции и об опыте Москвы по ранней проф­ориентации. В этом году министерством образования была организована поездка директоров в столичные школы. Кубанская делегация изучила сотрудничество вузов и школ по профподготовке. В московских школах созданы инженерные, медицинские классы, научные лаборатории. Предприятия заинтересованы в сотрудничестве, не жалеют средств, оснащают кабинеты современным оборудованием. По сути, дети еще во время учебы в школе могут самоопределиться и получить профессию.

Это новый подход, который доказал свою эффективность. В крае такие примеры единичны. Но именно по этому пути необходимо двигаться, если мы хотим интегрировать систему образования в экономику, отметила Анна Минькова. Вузы и предприятия должны зай­ти в школу и начать совместно готовить кадры. Результат будет, если движение, наконец, станет двусторонним.

Продолжая тему сотрудничества школьного образования и вузов, Анна Минькова отметила ежегодный рост знаний по результатам ЕГЭ. Многие дети показывают высокие баллы сразу по нескольким предметам. Легко проходят на многие специальности. Но через год-два переводятся на другие факультеты или вовсе бросают учебу. Узнать в чем причина поможет большое исследование – опрос первокурсников вузов и колледжей – таких в крае в этом году 55 тысяч. Планируется задать им один вопрос – когда они определились с профессией и от чего зависел их выбор. Исследование поможет, в том числе, скорректировать и работу всей системы образования края.

Д. Пригорова.

******

Востребованные профессионалы

Каких специалистов ждет экономика, говорили на педагогическом совете в Краснодаре

Решается эта задача через реализацию приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». Программа рассчитана до 2020 года, отметила на конференции министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева. Ее главный результат – уровень подготовки рабочих в соответствии с международными стандартами, не менее чем в половине организаций профобразования края.

Для понимания кадровых потребностей регионального рынка труда сформирован список 26 профессий, востребованных на Кубани, так называемый ТОП-регион.

– С 2017 года мы начали готовить студентов по 18 «топовым» для региона специальностям. Среди них: повар, кондитер, сварщик, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, парикмахер и другие. Об этом должны знать все кубанские школьники 8-9 классов и их родители, – отметила Елена Воробьева.

Государственная поддержка позволила создать в крае современную структуру подготовки кадров, повысить качество и эффективность участия наших студентов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

На развитие системы направлен и федеральный проект «Молодые профессионалы». Он позволил не только ввести новые стандарты подготовки специалистов, но и оснастить колледжи современным оборудованием.

Хороший результат дает и сотрудничество колледжей с предприятиями края.

– Завод КЛААС принимает студентов по программе немецкой дуальной системы образования, с ее помощью мы дополняем базовые знания, которые нужны на производстве, – рассказывает об опыте взаимодействия с работодателем Татьяна Колодочка, директор Краснодарского машиностроительного колледжа. – По этой программе 50 процентов обучения в нашем колледже студенты проходят на предприятии. Мы должны быть ближе к работодателю, потому что конкретные условия производства дают возможность получить конкретного специалиста. Мы готовим для завода ребят по специальности «технология машиностроения».

Совместно с другим предприятием – приборным заводом «Каскад» – мы готовим станочников. Им гарантировано рабочее место, ведь они прошли производственную практику. Это помогает им в будущем легко адаптироваться на заводе.

И. Серов.