За первые семь месяцев работы системы электронных листков нетрудоспособности с 1 июля 2017-го по 1 января 2018 года в России 341 тыс. электронных больничных оформлено в 4200 медицинских организациях

Россия переходит на цифровые листки нетрудоспособности. Процесс стартовал 1 июля прошлого года. Новая система, как уверяют разработчики, ускоряет работу по выписке листков нетрудоспособности, данные вводятся в компьютер, что сокращает число ошибок и нет необходимости переделывать больничные листы.   Как это выглядит на практике и что изменится для медработников и пациентов, рассказала главный специалист филиала № 11 регионального отделения Фонда социального страхования РФ Татьяна Владимировна Ходус.

Каков порядок

Настанет время, когда лист нетрудоспособности будет выдаваться только в электронном виде, а пока он выписывается в одном из двух возможных – в бумажном, либо электронном.

В оформлении и оплате любого больничного листа задействовано несколько инстанций: поликлиника или больница, работодатель и Фонд социального страхования (ФCC), из средств которого оплачиваются листки нетрудоспособности.

При традиционной модели – бумажных больничных – приходится тратить немало средств (и времени) на выпуск бланков строгой отчетности со спецзащитой, процедуру их заказа-доставки-хранения, а также ведение документации, составление-передачу отчетности в фонд и прочее. Не говоря уже о порче больничных, ошибках в них, потере. Пациенты вынуждены лишний раз брать отгулы на работе, тратить время, чтобы переоформить бюллетень.

Для того чтобы избавиться от этих и других неудобств, ФСС РФ совместно с другими ведомствами разработал и реализует проект «Электронный листок нетрудоспособности».

На практике сервис работает так: лечащий врач в специальной программе со своего рабочего компьютера заполняет электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) и сообщает его номер пациенту. При закрытии больничного врач удостоверяет цифровой бюллетень своей электронной подписью. Работодатель получает доступ к электронному больничному через систему информационного взаимодействия после сообщения номера ЭЛН работником, при этом информация загружается непосредственно в бухгалтерскую систему работодателя. После обработки работодатель передает данные в Фонд соцстраха для получения средств на оплату больничных своим работникам (как правило, на эту сумму снижаются взносы работодателя в ФСС).

Личный кабинет страхователя

Работодатель, зайдя на сайт ФСС в свой личный кабинет, сможет увидеть сколько и кто из его работников болеет, в каких медучреждениях открыты больничные листы, с какого дня их закрыли. Если сотрудник не вышел на работу, бухгалтер в тот же день проверяет – был ли открыт больничный. Сотруднику не нужно подтверждать дополнительно свое отсутствие по болезни.

Бухгалтерии предприятия не нужно будет сверять правильность заполнения формы и отправлять больничные в ФСС. Снизятся затраты рабочего времени на формировании аналитических отчетов и реестра сведений, отправляемых в фонд, а также число ошибок.

Электронный больничный проще заполнять: не требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати.

Когда выдадут

ФСС РФ обеспечил техническую возможность подключения к системе выдачи электронных больничных по всей стране. Конкретный пациент может воспользоваться ЭЛН, если к этой системе подключилась поликлиника или больница, где он лечится, и его работодатель. В нашем районе ЦРБ уже подключилась к этой системе.

Частные клиники

Электронный лист нетрудоспособности выдают все медицинские организации, имеющие лицензию на оказание медпомощи, включая проведение экспертизы временной нетрудоспособности. При этом, оформлять электронные больничные могут те клиники, которые готовы технологически и подключены к системе информационного взаимодействия. Условия подключения к ней одинаковы для государственных и частных медорганизаций.

Защита персональных данных

Сведения о диагнозе пациента в ЭЛН, который выдается медицинской организацией, не отображаются в интерфейсе, доступном работодателю. В целом же система оформления ЭЛН работает в рамках электронного правительства, то есть используются каналы передачи данных с высокими степенями защиты.

А пациентам зачем?

Речь идет об удобном сервисе для пациентов: в любое время вы можете войти в личный кабинет получателя услуг Фонда социального страхования в Интернете. Для входа используются логин и пароль, необходимые для доступа на Единый портал государственных и муниципальных услуг. В личном кабинете можно увидеть информацию обо всех выданных вам электронных больничных, в том числе узнать номер ЭЛН для сообщения работодателю, если вы забыли этот номер либо потеряли квиток с ним. Также найдете суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Кроме того, если вы пользуетесь другими услугами фонда (родовые сертификаты, выплаты пособий в пилотном проекте «Прямые выплаты», получение технических средств реабилитации и пр.), то сможете увидеть в личном кабинете соответствующую информацию.

******

Особых проблем не было

Централизованная бухгалтерия управления образованием администрации Павловского района уже внедрила систему электронных больничных. Бухгалтер расчетного отдела О.А. Куксенко поделилась тем, как этот переход прошел в их учреждении.

Здесь электронные больничные стали принимать с января 2018 года. За это время их было оформлено немного – около одного процента от общего числа. Большинство работников по привычке предоставляют бумажные больничные. Проблем с программным обеспечением не было. Не потребовалось устанавливать и дополнительное оборудование. Как и во всех бюджетных организациях отчетность ведется в системе «Контур». Разработчики дополнили действующую программу модулем для обработки электронных больничных. С нововведением долго разбираться не пришлось. Сказать, что процесс ускорился, пока нельзя. Возможно, станет легче, если все больничные будут электронные – тогда и отчеты будет быстрее создавать.