Второго июня 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление о районировании Юго-Восточной области России. Павловский район с центром станицей Павловской вместе с 17-ю другими районами вошел в состав Кубанского округа (центр – город Краснодар).

На начало июля 1924 года в нашем районе было 68166 жителей, в том числе в населенных пунктах бывшей Павловской волости –  30846 человек (Павловская – 17450, Атаманская – 3778, Новомихайловская – 5215, Новопластуновская – 2566, Упорный – 1291, Курчанский – 456). А в присоединенных к району населённых пунктах – 37320 человек (Екатериновская – 13230, Незамаевская – 10690, Весёлая – 4656, Новопетровская – 1800, Старолеушковская – 7000).

I съезд Советов Павловского района состоялся 29 июня 1924 года. Главным вопросом было избрание состава районного исполнительного комитета. По рекомендации райкома ВКП(б) избрали 20 человек. Председателем же стал Мефодий Иванович Фадеев.

***

Он родился в июне 1887 года в станице Славянской Таманского отдела в семье бедного казака. С шести лет уже был для отца первым помощником по хозяйству, управлял лошадьми на молотьбе и пахоте, уборке сена и зерна. При этом смог окончить в 13 лет Славянское двухклассное училище.

«Семнадцати лет я, как пользующийся правом, по образованию третьего разряда, добровольно поступил на военную службу в 3-й Кубанский Пластунский баталион», – написал в автобиографии в 1922 году М.Фадеев. Добровольное поступление сокращало срок службы до трех лет, не надо было «покупать строевой лошади за собственные средства, ибо по старому положению я, как один сын у отца, обязательно должен идти на военную службу в кавалерию и покупать за свой счет строевую лошадь».

В августе 1904 года Мефодий поступил в учебную команду. «Одиннадцать месяцев нас держали в ежовых рукавицах, и то отношение, которое проявляли к нам, меня возмущало. И, когда избивали урядники казаков, я выступал на защиту. Это дошло до начальства, от которого я авторитетом не пользовался. Отношения к казакам у меня были дружеские, что начальству, безусловно, не нравилось. По выходе из учебной команды все были произведены в урядники сейчас же, а я только через год и то последним. Это явно доказывало, что я начальству не нравился из-за хорошего своего обращения к рядовым казакам», – вспоминал он.

В 1905 году батальон стоял в Пятигорске. Мефодий подружился с неким вольноопределяющимся, принадлежащим к одной из революционных партий, поучаствовал в запрещенном собрании, которое разогнали полицейские.

«С этого времени служба моя протекала до срока в самых скверных условиях, малейшее нарушение мною дисциплины замечалось, и я подвергался арестам и запрещению выхода со двора».

В 1907 году Фадеев был уволен со службы. Вернувшись домой, занялся с родителями сельским хозяйством. Но в 1914 году пришла война, и казака вновь мобилизовали – в 15-й Кубанский пластунский батальон. Это соединение по служебному положению считалось 3-й очереди и находилось на охране железной дороги в Бакинской губернии. Оттуда Мефодий в 1916 году отправился в командировку в Тифлис, в школу прапорщиков, там стал учиться заочно в мужской гимназии. Но потом казака перевели в станицу Славянскую в запасной батальон. Здесь Фадеев снова конфликтовал с начальством, за что попал на Турецкий фронт и взят под особый надзор как неблагонадежный.

После Октябрьской революции Фадеева избрали в ротный комитет, потом – в батальонный. Он был делегатом краевого Армейского съезда в Тифлисе в 1917 году.

С этого времени М.И. Фадеев окончательно присоединился к партии большевиков. После прибытия в Славянскую одним из первых создавал на месте Советы. Его назначили комиссаром боевого отряда, который взял власть в Таманском отделе. Фадеев возглавил исполком отдела.

В Гражданскую он почти два года воевал в подполье от Северо-Кавказского военно-революционного штаба в отрядах красно-зеленых. В 1920 году его назначили членом ревкома в Таманский (Славянский) отдел и завотделом земельного управления…

Мефодий Иванович проработал в должности председателя Павловского райисполкома два года. И в нашем районе он нетерпимо относился к несправедливости и очковтирательству. Например, при зачитывании в июне 1925 года проверяющей комиссией решения, он сказал, «что окрпартконтрольной комиссией отменено решение проверкома, напоровшей чушь в своей работе, что задания даны неправильно». Это было сказано им очень смело и справедливо, и за это его только «пожурили».

Потом М.И. Фадеев работал председателем Невинномысского райисполкома. 18 декабря 1932 года арестован, после следствия «лишен права проживания в 12-ти пунктах сроком на 3 года». Дальнейшая судьба его неизвестна.

Е. Дикий,

краевед.