«Я поэт – для читателей»

Н.К. Доризо родился 22 октября 1923 года в Павловской, мама и бабушка воспитывали малыша несколько лет именно здесь. Потом семья переехала в Краснодар, где отец устроился адвокатом, а дедушка Павел Бирюков был настоятелем в войсковом соборе. Первые стихи опубликованы в «Пионерской правде», когда парню было 15 лет. В 1938 году стал сыном врага народа, отца расстреляли… Но благополучно окончил школу в Ростове-на-Дону, его приняли в комсомол. Ушел на фронт в 1941-м, работал военным журналистом.

Окончил Ростовский госуниверситет и Высшие литературные курсы в Москве.

Автор нескольких десятков поэтических сборников, трудов по творчеству А. Пушкина, рецензент и драматург, автор песен к к более чем 40 фильмам, секретарь Союза писателей СССР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Лауреат Госпремии РСФСР, премий имени А. Фадеева, Министерства обороны СССР. Его женами были певицы Гелена Великанова и Вера Вольская. Дочь Елена живет в Великобритании.

Умер в 2011-м, похоронен на кладбище в посёлке литераторов Переделкино.

В таком ключе, с упором на красоту причастия, можно насчитать немало лиричных названий произведений – «Унесенные ветром», «Бегущая по волнам», «Поющие в терновнике», «Сошедшие с небес»… Но встречается и иная эмоциональная окраска – «Униженные и оскорбленные», «Утраченные иллюзии». Такой подтекст и у моего заголовка.

Вчера 95 лет исполнилось павловчанину, наполовину греческому дворянину и наполовину кубанскому казаку Николаю Доризо. Не слукавлю, что большинство спросит: «А кто это?».

За почти два десятка лет работы в редакции я и мои коллеги не раз обращались к его творчеству, рассказывали подробно и о биографии, и о заслугах поэта. И всё время поднимали тему местных Иванов, не помнящих родства. Да, это мы с вами!

В родной станице, куда не раз наведывался маститый столичный автор, нет ни одного напоминания о нём! Его приглашали везде, он заходил в школы, в литературные объединения, общался с общественностью, с нашим редактором В.И. Зинченко. О местных колхозниках даже снял телепередачу в 1984-м.

И нет ни доски на доме (на его фундаменте возведено кафе «Братишка Джонни»), где жил маленький Коля (Котя) с бабушкой Марией Назаровной Бирюковой, ни скромного бюста, ни названной в его честь улицы.

НИЧЕГО! Если не считать любви к Доризо отдельных наших читателей, а еще вечеров в клубах, книг и выставок в библиотеках, классных часов в школах.

Жаль, но когда звучат песни «Огней так много золотых…», «На тот большак, на перёкресток», «Взрослые дочери», «Почему ж ты мне не встретилась…», русскоязычная версия французского вальса «Осенние листья», единицы гордятся, что эти лёгкие, будто перышки, слова вышли из-под пера земляка.

Обидно, что о Николае Константиновиче знают и говорят в кубанской столице, в Ростове-на-Дону, в Москве и других городах страны, с которыми его связала судьба и слава позднее. И он совсем там не «ретро». Кроме того, что когда-то его благодарно одарили званиями почетного гражданина Краснодара и Сочи, под сенью его имени проходят фестивали, концерты, конкурсы, о кубанце и его творчестве пишут, снимают. Сегодня, например, состоится большое юбилейное торжество в краевом Литературном музее… А что у нас?

А. Алексеева.