Я знаю Михаила Ивановича Коваленко еще со школьной скамьи. Мы оба из Ейска, вместе учились в школе.

Миша был прилежным учеником, пользовался уважением всего класса. Учился на четверки и пятерки, оказывал помощь отстающим. Мне, в частности, помогал решать задачи по арифметике.

Окончили мы школу в боевом 1919 году. По всей стране пылало пламя гражданской войны. Оба мы выходцы из бедняцких семей и поэтому власть Советов была для нас родной и близкой.

Помню такой случай. В начале 1920 года в Ейске свирепствовали белогвардейцы. Нам с Мишей Коваленко руководители подпольного комитета (один из них Иван Медведев впоследствии был командиром ЧОН в станице Павловской, погиб от рук бандитов весной 1922 года) дали задание, как можно больше узнать адресов белых офицеров. Мы ходили по улицам, следили за офицерами, узнавали, где они живут.

В январе 1920 года в Ейске произошло восстание. Власть взяли большевики. Мишка и я тоже приняли в нем участие. Мы захватили в плен белогвардейского офицера и попа, под конвоем доставили их в штаб восстания. Медведев порадовался нашему поступку и, похлопав по плечу, сказал:

– Смелые вы, хлопцы! Преданные нашему пролетарскому делу. В комсомол бы вам надо.

Вскоре мы вступили в коммунистический союз молодежи. Михаил был зачислен в часть особого назначения, участвовал в разгроме десанта Улагая. В конце 1920 года по рекомендации Михаила отделком РКСМ направил меня на работу в Ейский ВЧК.

В мае 1924 года Ейский отдел был реорганизован, из него выделился Павловский район. В то время я окончил совпартшколу, и Михаил предложил мне поехать с ним в Павловскую для работы в райкоме комсомола. Я с удовольствием согласился. В июне был создан Павловский райком комсомола, и Михаил стал его секретарем.

Коваленко был членом бюро райкома партии, пользовался большим авторитетом среди коммунистов. Мне, заведующему политпросветотделом райкома и не имеющему опыта в работе, часто оказывал практическую помощь, учил правильно оформлять протокол, писать руководящие письма комсомольским организациям. Вместе с ним мы создавали в населенных пунктах комсомольские ячейки.

Под непосредственным руководством Михаила в Павловской и в других станицах были организованы комсомольские улицы. В то время им придавалось огромное значение.

Всего год стоял Коваленко во главе районной комсомольской организации. Но и за этот срок он сделал немало по укреплению комсомола в районе. Много внимания он уделял подбору комсомольских кадров и особенно их воспитанию. Это было сложное дело. Помню такой случай. В конце 1924 года комсомольская ячейка коммуны «Новый мир» обсуждала брошюру Троцкого «Уроки октября», в которой была попытка подменить ленинизм троцкизмом, и вынесла такое постановление: «Исключить Троцкого из партии». Правда, оригинально, но не по Уставу. Таких секретарей ячеек надо было воспитывать и учить. И Коваленко делал это умело.

Михаила хотели перевести в Краснодар в окружной комитет комсомола. Но он отказался, сказал, что в Павловском районе работы непочатый край.

Он очень любил комсомольскую работу. Я не знаю ни одного населенного пункта в районе, где бы Михаил не выступал на собраниях или митингах. Он активно боролся против троцкистской оппозиции. Это была большая политическая кампания, и партия придавала ей важное значение.

Коваленко любил людей, умел с ними работать, мог подобрать ключ к сердцу каждого. Часто к нему приходили за советом комсомольцы и коммунисты. Много хороших воспоминаний оставил о себе М.И. Коваленко.

Летом 1925 года Михаил Иванович был направлен на работу в Славянский район. В том же году он снова приехал в Павловскую, работал в райисполкоме уполномоченным окрсобеса.

В 1928 году Коваленко работал в станице Екатериновской. Затем он переехал в Ейск.

Последний раз я встречался с Михаилом Ивановичем летом 1962 года. Он к этому времени ослеп и работал в Ейске директором комбината слепых. Коваленко являлся почетным комсомольцем города. Ведь в своем родном Ейске он стал комсомольцем и членом партии.

– В моем партийном билете, – с гордостью говорил он, – стоит дата «Октябрь. 1923-й год».

Я встретил Михаила Ивановича на одной из улиц. Он шел не спеша, не совсем уверенно пользовался своим проводником – палкой. Затем мы долго беседовали о том незабываемом времени нашей юности, о совместной работе. Я сказал ему:

– Миша, а ты знаешь, что я считаю тебя своим учителем.

Он прервал меня:

– Может ты назовешь меня еще и вождем, – засмеялся, а затем добавил: – Мы тогда все были учениками и учителями. Мы ведь были первыми комсомольцами. А теперь извини, Василий, спешу. Надо идти на собрание рассказывать молодежи о наших с тобой делах.

Это была моя последняя встреча со старым другом. В 1966 году Михаил Иванович Коваленко после тяжелой болезни скончался. Но в сердцах всех, кто его знал, он будет живым примером стойкого большевика-ленинца.

В. Крюков,

комсомолец с 1920 года.

(Газета «Путь к коммунизму», 27 августа 1963 года).