В.Ф. Гуркалов – в мичманской фуражке сфотографировался у торпедного аппарата. Таким он был в 1958-м.

В.Ф. Гуркалов – в мичманской фуражке сфотографировался у торпедного аппарата. Таким он был в 1958-м.

Когда В.Ф. Гуркалов принес эту заметку о своем земляке в редакцию, я подумал: почему бы не рассказать о самом авторе. Ведь он отдал военно-морскому флоту целых четыре года! Хотя его морские мили от дня сегодняшнего отделяют многие десятилетия, в душе Владимир Федорович молод и, как и раньше, очень трепетно относится ко всему, что связано с ВМФ.

С 1987 года флотский ветеран живет в Незамаевской, но он коренной павловчанин, родился в 1936-м. Закончил десятилетку в СШ № 1 (находилась тогда в здании нынешнего казначейства на углу Горького и Гладкова). Основная часть жизни связана с райцентром.

– С детства любил море, зачитывался романтическими рассказами о моряках и их приключениях, – вспоминает Владимир Федорович. – Поэтому когда в павловском райвоенкомате мне предложили учебу в Бакинском военно-морском училище, я очень обрадовался. Не поступил в него, честно говоря, по глупости, – просто-напросто прогулял экзамены. Сообщение о предстоящей службе в ВМФ меня вдохновило. Подумал, что, походив по морям, обязательно потом поступлю в училище. Но в жизни все сложилось иначе…

В 1955-м его и остальных призывников привезли в Таллин. Там их переодели во флотскую форму и увезли в Пинск, где находился учебный отряд. Белоруссию новоиспеченный моторист покинул только через девять месяцев. Путь его лежал в Балтийск, в бригаду торпедных катеров 183-го проекта. Командовал соединением тогда дважды Герой Советского Союза А. Шабалин.

Сменил за годы службы три катера. Экипаж таких – 17 человек. Вооружение – два торпедных аппарата и столько же пушек. Были еще бомбометательные установки.

Самое яркое его воспоминание связано с переходом по Балтийскому морю, который пришелся на 5 декабря 1956 года. В День тогдашней Конституции команды шести торпедных катеров, эсминца и трех тральщиков проверяли на прочность.

Учебно-боевая задача, поставленная перед моряками-балтийцами, заключалась в том, чтобы очистить фарватер от неприятельских минных заграждений.

Вышли в море и попали в сумасшедший шторм. Из-за низкой температуры надстройки кораблей покрылись толстым ледяным панцирем. На его катере из-за этого сломались открытые мощным волнам воздухозаборники. Через них холодная морская вода хлынула в машинное отделение. Создалась экстремальная ситуация. В довершение ко всему передвигаться по верхней палубе из-за ледяного покрова стало почти невозможно. Пришлось натягивать вдоль борта канат и, держась за него, таким образом страховаться. Что и делали, сбивая лед с палубы и надстроек и сбрасывая его за борт.

– Несколько раз была возможность укрыться от того шторма, зайдя в близлежащие порты на Балтике, – рассказывает Владимир Федорович, – но командование упорно заставляло нас идти в точку предполагаемого разминирования. Когда, наконец, к рассвету добрались в заданный район, стали сбрасывать глубинные бомбы и уничтожать ими имитаторы мин…

Ту штормовую балтийскую ночь он точно никогда не забудет. Экипажи всех кораблей, несмотря на тяжелейшие условия, блестяще справились с поставленной задачей. Командование дважды Краснознаменного Балтфлота в приказе по итогам учений отметило мужество командиров кораблей и экипажей.

Были потом в его флотской жизни самые разные критические ситуации – со штормами и даже гибелью людей, но по напряжению сравниться с той ночью ничего уже не могло.

Командир отделения электромеханической боевой части-5 старшина 2-й статьи В. Гуркалов получил за переход по ледяной Балтике 10 суток отпуска. Он и его подчиненные, как никто другой, ощущали на себе «прелести» машинного отделения, где температура доходила до полусотни градусов. Приходилось надевать противогазы, чтобы уберечься от выхлопов дизельных двигателей катера.

Во время службы ему довелось побывать в Копенгагене и Киле.

Вернулся домой в 1959-м и примерно до начала 1970-х регулярно на День ВМФ собирался с другими павловчанами, служившими на флоте, на насосной станции сахарного завода, что на р. Тихонькой. Отмечали там главный праздник по полной программе – от поднятия флага на специальной жерди до ухи и песен о морях и океанах под звуки баяна.

Слушали те песни до сорока человек, носивших в разные годы бескозырки и тельняшки. Играл на музыкальном инструменте сам В.Ф. Гуркалов. Он, к слову, освоил в свое время контрабас, пианино и гитару.

В 1968-м был три месяца в Поти на переподготовке. Ходил на тральщике по Черному морю. Тогда ему присвоили звание капитана-лейтенанта.

Завтра, 29 июля, «каплей» запаса В. Гуркалов вновь вспомнит о том ночном переходе по Балтике, о своих флотских друзьях и обязательно произнесет самый главный на флоте тост: за тех, кто в море!

В последнее воскресенье июля Владимир Федорович, возможно, навестит своего земляка-незамаевца А. Полежаева, который служил на линкоре «Новороссийск». Том самом, который при невыясненных до сих пор обстоятельствах затонул в 1955 году в бухте Севастополя (об этом читайте в одном из номеров «Единства»).

С Днем ВМФ, Владимир Федорович!

А. Ушаков.