В первые годы поселения на новых местах Черноморское войско было крайне малочисленно. В 1795 году в нем насчитывалось более 25 000 душ обоего пола, из которых 17 000 казаков. Сильная смертность населения, достигавшая 15 % в мужской силе, значительно ослабила первоначальный состав черноморцев. На 1 квадратную версту, как видно из доклада управляющего Министерством внутренних дел России князя Кочубея, к 1808 году приходился всего 1 житель. При такой малочисленности казаки не могли достойно охранять вверенные им границы по реке Кубани. Необходимо было дополнять в войско новых переселенцев из числа казаков малороссийских губерний, создавать на обширной территории новые и пополнять старые селения.

Первая волна переселенцев из Малороссии хлынула на Кубань в 1808 – 1811 годах, тогда переселилось более 41 тысячи человек, поселившихся, главным образом, в существующих селениях. Тогда переселенцы значительно пополнили общее число жителей. Однако этого оказалось мало. Об этом сообщил в комитет Министров после своего посещения Черномории начальник Главного штаба 2-й (Южной) армии со штаб-квартирой в Киеве генерал-майор П.Д. Кисилев, боевой генерал, участник войны 1812 года. Его удивило, что черноморские казаки, имея в составе всего восемь тысяч взрослых мужчин, постоянно отправляли лучшие части на военные действия, в гвардейские дивизионы, умудрялись достойно охранять 260-тиверстную границу с горцами. При этом из-за постоянного отсутствия мужчин происходило постепенное уменьшение рождаемости и разорение казачьих хозяйств, казаки «не могут привесть себя в цветущее положение, и скудность в войск­­е весьма ощутительна.

Главные доходы войска составляли доныне в скотоводстве и рыбных ловлях, но и оных казаки по беспрерывному оборонительному своему положению распространить не имеют возможности. Хлебопашество по тем же причинам так мало соответствует плодородию земли, войску принадлежащей, что Войсковое Управление принуждено покупать провиант по большей части в соседних губерниях для содержания кордонных полков. Таким образом, постоянное оскудение войска со временем не дозволит казакам собственными способами охранять границу и тем поставит Правительство в необходимость возобновить прежние на сей предмет важные денежные издержки».

Генерал предложил «весьма полезным и необходимым, на обширном пространстве, занимаемом войском Черноморским земли, умножить число жителей переселением из Малороссии двадцати пяти тысяч казаков по прежнему примеру».

Предусматривалось, что переселение будет проводиться в течение нескольких лет, с 1821 по 1825 годы, по правилам, утвержденным Императором 17 марта 1808 года (к началу первого переселения). Отвечали за это губернаторы Полтавской и Черниговской губерний, ход переселения координировал Малороссийский военный губернатор.

Почему именно из Малороссии переселяли новых жителей в Черноморию? В документе от 19 апреля 1820 года об этом сказано так: «…Малороссийские губернии, изобилующие населением в сравнении с количеством крайне недостаточным земель им принадлежащих, не только не могут потерпеть в хозяйственных отношениях от переселения двадцати пяти тысяч душ, но напротив получить должны существенные выгоды, если бы число поселян, им принадлежащих, несравненно значительнее водворилось на землях полуденной части России… Кроме вышеизложенных выгод в отношениях хозяйственных, правительство достигнет весьма важной цели прочного обеспечения границ своих посредством сего воинского поселения, без коего следовало бы содержать регулярное войско с немалыми издержками и значительною потерею людей в климате, весьма пагубном для тех, кои к оному не привыкли…». Вот почему было приказано «переселение совершать добровольно и единственно из сословия казаков».

Готовясь к приему переселенцев, Черноморское войсковое правительство заранее наметило, в какие селения и сколько жителей добавить, где «завести новые селения». Так, в журнале войсковой канцелярии от 6 мая 1821 года записано, что в Леушковское селение нужно добавить 1 000, а в Незамаевское – 1 500 человек. Тогда же командующий Кавказским отдельным корпусом генерал А.П. Ермолов в предписании от 2 ноября указал, что «малороссийские казаки, по мере прибытия их, должны быть поселены или особенными селениями, или быть присоединяемы к теперешним селениям… Я заметил хутора на большом пространстве земли по одному дому, по рознь разсыпанных. Впредь не иначе допускать заведение хуторов, как по 20-ти и отнюдь не менее домов. В таковом числе хозяев удобные иметь хорошие колодцы, ставы, копани и вообще заведения, требующие некоторых усилий… Вновь поселяемые курени и вообще распространение старых куреней должно быть правильным образом, т.е. иметь площадь и улицы прямые и довольно широкие. В средине селений отнюдь не иметь садов и потому под строения и дворы отводить места умеренной величины, дабы слишком обширное селение не отнимало возможности обороны…».

Для осмотра мест «по внутренности войска», предназначенных для размещения новых селений, еще в 1820 году был командирован асессор войсковой канцелярии есаул Вербицкий. Он объехал всю Черноморию и представил список хуторов, расположенных вблизи тех 28 селений, в которых предполагалось население увеличить добавлением новых жителей, чтобы эти хутора «не служили новым переселенцам притеснением». В списке было отмечено 525 хуторов, из которых 144 хутора принадлежало чиновникам (офицерским чинам), 6 духовенству и 376 казакам. В числе других были отмечены 58 хуторов по реке Ее, 22 – по балке Горькой, 17 – при реке Сосыке, 11 – по балке Добренькой, 2 – на реке Куго-Ее, 6 – при реке Кавалерке, 14 – по балке Водяной, 3 – по балке Веселой, 7 – по реке Тихонькой, 25 – при реке Челбас, 34 – при реке Бейсужок и 1 хутор на Очеретоватой балке. «Сверх того, предполагалось завести новые селения в следующих пунктах: …3) на проселочной дороге при р. Сасике, идущей на Кущевку, между селениями Кисляковским и Криловским, в урочище, там, где плотина капитана Самсона Белого…» Крыловское селение в то время размещалось «при речке Тихенькой, около старой дороги, с левой стороны» – на месте нынешнего села Краснопартизанского, «урочищем» же являлась балка, где сегодня течет ручей Безымянный в станице Павловской. Намечалось создать новое селение и «при р. Тихенькой выше хутора есаула Звягинцева».

Специальный переселенческий комитет в начале 1821 года командировал в Кущевское селение, куда должны были собираться переселенцы, своих «чиновников для поручений» для оказания помощи в дальнейшем определении прибывших: капитана Самсона Белого и полкового есаула Проскуру.

Е. Дикий,

краевед.

(Продолжение следует).