70 лет назад Павловский район был оккупирован немцами. О том страшном времени не раз писала газета, ссылаясь на воспоминания очевидцев. Среди них и И.И. Худолей – доктор наук, хирург, автор ряда поэтических и прозаических сборников, хорошо известная землякам-павловчанам.

В одной из повестей «Твоя воля, Господи» Изабелла Игнатьевна рассказывает об августе 1942 года: «Как страшно фашисты вступали в станицу. Это была румынская часть, тыловая, наверное. Телеги какие-то зеленые, лошади – тяжеловесы. Шли, не разбирая дорог, улиц, заборов, как-то поперек. Первым делом стали ловить кур, уток… К вечеру на всем квартале (семья Худолей жила в райцентре на ул. Гладкова) ни одной курицы не осталось.

Наших пленных гнали обычно пешими колоннами и то норовили, чтобы не через станицу, а в обход. Охрана небольшая, но близко не подпускали. Стреляли. Патронов им было не жалко, стреляли хоть и в воздух, а все же над головами. Женщины бросали пленным хлеб, помидоры. Не всегда это ловили, а конвоиры не давали подбирать с дороги. Каждая бежала за колонной, а у самой в голове: может, и мой где-то вот так же, может, и мои братики Павлик и Володя…

Сестра Зоя в сорок первом всё же поступила в Краснодарский педагогический институт. Когда немцы подходили к Кубани, институт эвакуировали. Да поздно собрались. Бомбили уже тогда, дороги особенно. Их эшелон попал под бомбежку где-то под Ростовом. Горящие вагоны, развороченные пути, трупы. Страшно. Пешком оттуда Зоя около 200 километров в обход шла в Павловскую».

Здесь девушке с темными волосами и карими глазами, как у еврейки, оставаться было небезопасно. И Зоя Наполова взяла в управе направление на место учителя немецкого языка в неполную среднюю школу хутора Среднего Челбаса, что в 45 км от Павловской, где и начала работать в военные годы.

Приведу отрывок из книги «Жизнь моя, иль мне приснилась ты?» другого земляка Ю.Н. Козаченко, недавно ушедшего в мир иной. «Отступая, немцы разрушили в станице Павловской обе железнодорожные станции, паровозное депо, маслозавод. Сожгли здания средний школы, почты, детсада, райкома, ремонтных мастерских, магазинов и прочее.

В самом центре станицы, в парке оставили множество березовых крестов, под которыми были захоронены фашистские вояки, умершие от ран в госпитале, оборудованном по соседству в двухэтажном школьном здании».

Летчицы Таманского полка, по словам автора книги, неоднократно бомбили, управляя самолетами-«кукурузниками», отступавшие немецкие колонны. А однажды, уже весной 1943 года, наш «ишачок» (самолет И-15 – Ред.) оседлал четырехмоторный немецкий самолет и вынудил его сесть под хутором Асоновым (ныне Шевченко). В плен было взято 11 членов экипажа.

«Уверен, – пишет автор книги, –  наблюдавшие этот воздушный бой, стали курсантами Ейского авиаучилища. Среди них – Василий Доценко, Вадим Марченко, Василий Тонкошкур, Владимир Кириллов, Степан Рак, Александр Курочкин и другие».

Подготовила Л. Днепрова.