Многие знают директора упорненского ДК А.М. Ляшенко. В этой должности он уже довольно-таки давно. И все истекшие годы и десятилетия алексей михайлович неразлучен со своим тульским баяном. Он нужен ему как воздух для дыхания. Потребность, конечно, духовная, ведь музыка – искусство, но ощущает он ее физически.
– В 1966 году отец купил моему старшему брату баян армавирской фабрики, – вспоминает Алексей. – Очень хотел, чтобы тот выучился играть. Но у брата это дело как-то не пошло. Сестра тоже, проучившись два года в музыкальной школе, поняла: не ее занятие. Что до меня, то я хотел учиться на тракториста в Ленинградском СПТУ. А мать предложила вместо этого профессионально освоить баян. Она, вероятно, видела во мне какие-то музыкальные задатки. Отец всю жизнь играл на гармошке, в том числе – на свадьбах. Любил говорить: «Музыку за плечами не носить», т.е. это не столь грязная и тяжелая работа, как у того же механизатора. Спорить, конечно, было сложно…
15-летним пареньком Алексей отправился в Краснодар. В хоровом обществе осваивал технику игры на баяне. Стипендию – 12 руб. в месяц – платил колхоз им. Ленина, позже названный «Юбилейным». 10 рублей – за квартиру, оставшиеся деньги шли на пирожки с ливером. Через два года получил диплом руководителя ансамбля народных инструментов.
Вернулся в родной Упорный и стал в 17 лет отвечать в ДК за художественную самодеятельность. Клуб для него – второй дом. В нем он уже в 7-8 классах играл в духовом оркестре, овладев к тому времени тенором. Кто не знает, это – большая медная труба.
Весной 1971-го Алексей пошел служить на Краснознаменный Черноморский флот. Попал на противолодочный крейсер «Ленинград». Первые полгода был электриком ПЛО (противолодочной обороны) в БЧ-3 (минно-торпедной боевой части). Следующие два с половиной года играл в духовом оркестре ПКР «Ленинград» – на хорошо знакомом ему со школьных лет теноре. Вместе с остальными исполнял различные, в основном – военные, марши и гимны. Происходило подобное чаще всего на праздники. Например – при посещении «Ленинграда» высоким начальством. В 1972-м на крейсере побывал генсек ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
В 1974-м вернулся домой и сразу же поступил в Северское культурно-просветительное училище. В выданном ему через четыре года дипломе значилось – руководитель баянного оркестра. Экзамен по практической игре на этом клавишном инструменте из 20 человек группы на пять сдали только трое. В их числе – и А.М. Ляшенко.
Тогда же, в 1978-м, его назначили директором упорненского Дома культуры. В этой должности – по сей день.
В 1987-м по делам отправился в город. Брат через время приехал на машине забирать домой. Предложил сесть за руль, спросив: «Соскучился по машине?» Ответ был такой: «По машине – нет, по баяну – да».
– Два-три дня не возьму в руки баян, и чувствую, что чего-то недостает, – признается Алексей Михайлович.
Он знает несколько десятков народных песен, которым всегда отдает предпочтение. Уважает также песни на музыку Г. Пономаренко. Когда играет, сам поет редко. Иногда просто подпевает.
День ВМФ отмечает ежегодно. Почетное место в его репертуаре в последнее воскресенье июля занимает «Прощание славянки». Тут уж моряк-черноморец не удерживается от того, чтобы не запеть. И тогда звучат слова, неизвестно кому принадлежащие, под аккомпанемент тульского баяна:
«Прощай, не горюй!
Напрасно слез не лей!
Лишь крепче поцелуй,
Когда сойдем мы с кораблей!»
Анастасия Заволокина, руководитель всероссийского центра «Играй, гармонь!», приезжала в Павловскую в 2003 году. Снимала для телепередачи А. Ляшенко и еще одного баяниста – В. Горбаня. Вся страна смотрела частушки двух наших земляков про хутор Упорный.
Ни одно культурное мероприятие в ДК без его баяна 1961 года выпуска не обходится. Инструмент штучный. Купил его с рук в 1997 году.
К сожалению, одного энтузиазма, чтобы нести культуру, в том числе музыкально-песенную, в массы явно недостаточно. Уж кто-кто, а Ляшенко это хорошо знает.
– Перед Днем Победы глава нашего поселения Б.В. Тыщенко обратился к руководителю хозяйства В.А. Лупине с просьбой о выделении средств для проведения культурных мероприятий на 9 мая. Не дал ни копейки! – с грустью заметил Алексей Михайлович. – А вот В.Н. Гуляй выделил 8 тыс. руб., помог средствами и наш местный житель Д. Веркашинский. Спасибо им обоим огромное!
А. Ляшенко – единственный на хуторе Упорном баянист. Гармонистов, правда, человека два-три найдется. Конечно, друг другу они не конкуренты. У каждого – своя аудитория. У владельца музыкального инструмента, изготовленного в Туле, – самая большая.
Хуторяне любят бывшего моряка Черноморского флота за веселый нрав, отзывчивый характер, за его музыку и пение.
«Баян меня всегда заряжает, – улыбается Алексей Михайлович. – Без него не могу. Начинаю ощущать музыкальный голод».
А ведь прав был его отец, сказавший когда-то давно, что музыку за плечами не носить.
Е. Власенко.