Когда я закончил 10 классов СШ № 7 в поселке Северном (было это в 1966 году), меня, естественно, волновали вопросы, кем быть и куда пойти учиться. Как и многие ровесники, находился во власти сомнений. Но однажды в центре станицы Павловской на доске объявлений прочитал: «Объявляется набор на платные курсы при Краснодарском Доме народного творчества». В течение года или двух можно было получить профессию руководителя коллектива художественной самодеятельности: баяниста-хормейстера, режиссера и т. п. Курсы были платными. Указанная сумма оказалась недоступной для нашей многодетной семьи. А я, подумав, решил всё же стать баянистом.

В тот же день, вернувшись домой из райцентра, пошел на приём к директору совхоза «Сосыкский» М.А. Чухнову. Но он не понял меня, предложив ехать в Новолеушковское училище механизации учиться на тракториста.

Вместо этого я снова отправился в Павловскую, нашел отдел культуры (он располагался тогда на втором этаже кинотеатра им. Кирова) и предстал перед симпатичной женщиной с огненно-рыжими волосами. Ею оказалась заведующая отделом культуры Елена Хрисанфовна Гаген.

Она по-матерински отнеслась ко мне, внимательно выслушала мою сбивчивую от волнения речь и посоветовала попытать счастья в крупных станицах района. Увы… Я объехал многие из них, но никто из руководителей не заинтересовался кандидатурой будущего баяниста.

И я снова был вынужден обратиться к Елене Хрисанфовне. Не знаю, как ей удалось уговорить М.А. Чухнова оплатить мою учебу, но факт остается фактом.

В итоге я в Краснодаре не только учился, но и получал стипендию. Окончил курсы с отличием. Затем заочно получил образование в КПУ, постигал азы мастерства под опекой известных композиторов С. Чернобая, В. Захарченко, Г. Пономаренко, В. Кеворкова и других.

Годы спустя в соавторстве с Е.Х. Гаген сочинили мы песню «Культработники». Было приятно работать с одержимой хорошими идеями женщиной. Это она выбивала нам достойные зарплаты, жилье, хорошие условия для работы и, в отличие от многих коллег, не унижалась перед руководством, а могла отстоять свое мнение.

Уйдя на заслуженный отдых, Е.Х. Гаген не замкнулась в себе. По-прежнему с энтузиазмом занималась общественной работой. А при встречах не забывала спросить у нас, как идут дела.

В августе прошлого года мы отмечали юбилей Елены Хрисанфовны, которой я с благодарностью посвятил стихи. А нынешней весной нашей беспокойной второй мамы не стало.
Но и время спустя не забуду, кому я обязан профессией.

В. Прынь, культработник.

Пос. Октябрьский.