М.И. Немцов

М.И. Немцов

Год назад накануне профессионального праздника я встречался с директором Павловской базы по реализации сжиженного газа М.И. Немцовым, и тогда руководитель говорил о жесткой конкуренции на рынке данного вида топлива. Что изменилось за истекшее время?

– К сожалению, общая ситуация по сравнению с прош­лым годом только ухудшилась, причем весьма существенно, – констатирует Михаил Иванович. – Основная причина – монополизация рынка автозаправок. Этот процесс только обострился – к таким компаниям, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», имеющим и нефтеперегонные заводы, и нефтяные месторождения, не так давно добавилась еще одна – «Новатек». Именно у таких предприятий «СГ-Транс», в которое входит и база в Павловской, приходится закупать сжиженный газ – естественно, по ценам, которые ему диктуют. И эти закупочные цены настолько высоки, что спрос при последующей реализации продукта начинает резко отставать от предложения. Я опять-таки говорю о таких базах, как в Павловской. Потому что на собственных базах и автогазозаправочных станциях монополисты существенно демпингуют. У них ведь есть такая возможность…

– Вы упомянули АГЗС – у вас их, если не ошибаюсь, две.

– Потребление сжиженного газа на них существенно снизилось по сравнению с прошлым годом. И на это есть объективные причины. В 2009 году в России запустили федеральную программу по утилизации старых автомобилей. Дело, бесспорно, хорошее, но никто не вспомнил о том, что газ на 60 процентов дешевле бензина. И пользовались им в основном малоимущие автовладельцы. Обменяв свои легковушки на новые, они вынуждены теперь заправляться дорогим горючим, потому хотя бы, что до полного погашения автокредита (им пользуется абсолютное большинство) владелец приобретенной машины не имеет права вносить в нее конструктивные изменения. А когда заём полностью погашается, хозяева недорогих транспортных средств сталкиваются с новой проблемой: где установить газобаллонное оборудование? Соответствующих СТО катастрофически недостает. Зато появляется все больше автомобилей на дизтопливе. На данный факт те же монополисты привычно закрывают глаза. Как результат, повторюсь, – более чем заметный отток клиентов на АГЗС. И такая картина – на протяжении ряда лет.

– Можете проиллюстрировать сказанное конкретными цифрами?

– Конечно. Если, к примеру, в 2008 году наши специалисты на двух АГЗС установили 160 комплектов газобаллонного оборудования, то к концу 2009-го – всего 60. В прош­лом и позапрошлом годах такого оборудования установлено еще меньше.

– Как все это отражается на основных экономических показателях базы?

– Самым пагубным образом. Если в вышеупомянутом 2009-м мы реализовали 65 тыс. тонн сжиженного газа, то в 2011-м – только 39 тыс.

– В прошлом году вы говорили о простоях базы из-за отсутствия продукта…

– Повторюсь: с 2011-го ситуация в корне изменилась. Теперь никаких простоев нет, зато резко сокращается количество реализуемого газа. Мы не можем продать то, что купили, из-за упавшего спроса.

– Вы говорили о планах по увеличению резервуарного парка на 1,5 тыс. куб. м. Удалось претворить их в жизнь?

– Нет, к сожалению. Из-за дефицита средств реализация плана по увеличению емкостей до 2920 куб. м переносится с нынешнего года на конец будущего.

– В прошлом году вы отмечали, что на баллонный газ для населения приходится не более 5 процентов от общего объема реализации. Претерпел этот показатель какие-либо изменения?

– Дальнейшая газификация населенных пунктов снизила его до 2-3 процентов.

– Как столь неблагоприятное положение дел влияет на численность работающих?

– Пока трудовой коллектив по сравнению с прошлым годом не изменился – 87 человек. Но не исключено, что к концу 2012-го число тех, кто трудится у нас, уменьшится на двенадцать. С начала текущего года на базе реализовано всего 18 тыс. тонн сжиженного газа – на 7 тыс. меньше, чем на этот же период в 2011-м. В итоге первое полугодие оказалось убыточным.

В 2011 г. в это время имели прибыль. Экономическая ситуация пока не отразилась на зарплате и соцпакете. Одна из главных причин – резкое увеличение отпускных цен со стороны нефтегазовых монополий.

– Что может улучшить ситуацию?

– По большому счету – только одно: снижение вышеупомянутых цен. Планы такие были, но подкрепятся ли они делом?

– Скажите немного о людях.

– Весь коллектив работает хорошо. У нас немало очень добросовестных работников – таких, как главный инженер Э.А. Маркин, водитель А.Н. Сычёв, слесарь-ремонтник А.А. Бабехин, машинист машинно-компрессорного отделения С.В. Пшонников, сливщик-разливщик Е.И. Турчина.

Всех, включая наших пенсионеров, от души поздравляю с Днем работников нефтяной и газовой промышленности. Здоровья и успехов! Хочется верить, что положение дел в конечном счете изменится к лучшему.

Слева направо: В.В. Фоменко, В.В. Турчин,  В.А. Сухарев, Н.А. Тюрин и С.Н. Белозор –  члены трудового коллектива базы

Слева направо: В.В. Фоменко, В.В. Турчин, В.А. Сухарев, Н.А. Тюрин и С.Н. Белозор – члены трудового коллектива базы