На Ольшанском кладбище Праги

К сожалению, дальнейшую судьбу «пана Самсона» и его потомков установить до конца не удалось. События Гражданской войны и последующие суровые годы разбросали всех по разным уголкам земли. С годами труднее связать родство, многие сгинули в безвестности. Предполагается, что большинство белых эмигрировали за рубеж после Гражданской войны. На главном Пражском кладбище – Ольшанском, где похоронены многие русские эмигранты, есть таблички с фамилией «Белые»: Елена Пантелеймоновна, Александр и Людмила Викторовны и другие имена. Те ли это Белые – теперь уже трудно установить. Фамилия Белый раньше была обычной почти в каждой кубанской станице.

В XIX столетии имели земельные участки по балкам Максименковой, Малом Сасыке (или Бичевой), между реками Плоской и Кавалеркой, в юртах Павловской и других соседних станиц – войсковой старшина Лев, подполковник Влас, сотник Григорий, войсковой старшина Павел, есаул Кирилл Белые, имевшие родственные отношения с «паном Асоном». Фамилия Белый даже закрепилась в названии разъезда на ветке Владикавказской железной дороге – «разъезд Белого».

У самого «пана Асона» родились сыновья Георгий, Михаил и две дочери. Старший сын, Георгий Асонович Белый (родился в 1856 году), был женат на дочери П.П. Короленко Евдокии, известной на Кубани и Малороссии украиноязычной поэтессе (Евдокiя Бiлая, Бiла). Земли Асона Белого и Прокофия Короленко находились рядом, по левобережью р. Сосыки, и молодые люди Георгий и Евдокия знали друг друга с детства. Жили Белые и в городе Ставрополе, где в 1913 году умер отец Евдокии – историк Прокофий Петрович Короленко, и в Екатеринодаре на улицах Борзиковской и Дмитриевской. Евдокия Прокофьевна печатала свои стихи и небольшие заметки на малорусском языке в изданиях «Кубанский курьер», «Новая заря», «Киевская старина» и других.

В первые советские годы Георгий и Евдокия Белые проживали в Сочи, где в начале 30-х годов, уже в престарелом возрасте, были арестованы и высланы в Томскую область на спецпоселение. Дальнейшую их судьбу еще предстоит узнать через различные источники.

Михаил Асонович Белый служил хорунжием в Уманском полку, дочь Ксения Асоновна была замужем за сыном есаула Кирилла Бабича, имевшего участок на балке Бичевой. Судьба сыновей Георгия Асоновича – Александра, Евгения, Анатолия и дочери Валентины остается неизвестной.

Брат Асона, есаул Пантелеймон Белый, имел вначале участок на балке Бичевой, в 1875 году ему выделили участок в 360 десятин «при р. Челбасы, в 11 1/2 версты к юго-западу от Павловской» (на дополнительном наделе станицы Пластуновской), затем этот участок перешел по наследству к его детям. В 1881 году подполковник Пантелеймон Белый купил половину участка у сирот Марии и Спиридона – детей хорунжия Николая Шелеста «при р. Тихенькой, в 18 верстах к северо-западу от станицы Старолеушковской (другую половину – 87 десятин 720 квадратных саженей через год выкупила его вдова Анна Белая). В том же 1881 году Пантелеймон купил и соседний участок (162 десятины 1542 квадратных саженей) у есаула Ивана Золотаревского. У Пантелеймона Белого и его жены Анны Александровны, дочери есаула, служившей в 1860-е годы помощницей надзирательницы Мариинского женского института в Екатеринодаре, было 5 сыновей.

Уроженец станицы Павловской Александр Пантелеймонович Белый начинал службу в Уманском полку, затем командовал 2-м Запорожским полком. 2 августа 1914 года, командир 1-го Полтавского полка полковник Александр Пантелеймонович Белый за отличие в бою под селением Гасандорф удостоен Георгиевского оружия с надписью «За храбрость». Григорий был сотником, Константин – подъесаулом Ейского полка, Петр и Иосиф также служили в войске. Внуки Пантелеймона – Александр Григорьевич, Владимир и Сергей Петровичи были сотниками в Кубанском казачьем войске.

Землю сотника Виктора Самсоновича Белого (180 десятин) его наследники – «вдова Александра Белая, в 1/7 части, и сыновья Иван и Андрей в равных частях» – сдавали в конце XIX века в аренду крестьянам разных губерний. Сын Иван родился 8 мая 1869 года в юрте Павловской станицы (выписка из метрических списков, ГАКК, ф. 574, оп. 1, д. 5707, л. 280). Иван служил сотником Ейского полка, Андрей – хорунжим в 1-м Кубанском пластунском батальоне. И, конечно же, в годы Гражданской войны почти все Белые воевали не на стороне «красных», что, несомненно, могло сыграть отрицательную роль в их дальнейшей судьбе.

Из «Списка дворян, внесенных в дворянские родословные книги Ставропольской губернии, Терской и Кубанской областей с 1795 г. по 1 декабря 1912 г.» установлено, что Белые принадлежали к дворянскому сословию. Решением дворянского собрания признаны в дворянстве «…Белые, родные братья: подполковник Куб. каз. войска Пантелеймон и войсковой старшина того же войска Асон Самсоновичи», их дети: «…Сыновья Пантелеймона: Константин, Александр, Иосиф, Петр и Григорий. Сыновья Асона: Георгий и Михаил. Дети Георгия Асонова: Евгений, Валентина, Александр и Анатолий», а также «…Белые, сыновья умершего сотника Виктора Самсонова Иван и Андрей». Указами Сената эти определения были утверждены соответственно 1 августа 1877 г. за № 2357, 16 сентября 1883 г. за № 3543 и 23 декабря 1890 г. за № 165.

Продолжается наше сотрудничество с профессором КГУКИ В.К. Чумаченко, дальним родственником жены П.П. Короленко Анны (Анисьи) Михайловны Чумаченко, занимающегося изучением семьи известного историка. От него удалось узнать многие подробности из жизни нашего земляка П.П. Короленко и его семьи. Помощь Виктора Кирилловича позволит в дальнейшем уточнить факты из жизни Белых, стоявших у истоков возникновения Павловской станицы.

Е. Дикий,

краевед.

(Продолжение следует).