В одной из телепередач телеканала «Автоплюс» речь шла об эксплуатации и ремонте электрооборудования. Конечно, это – прерогатива специалистов, но кое-что не худо бы знать и среднестатистическому водителю. Ведь именно теория – основа практики. А вдруг придётся что-то делать самостоятельно.

Вот о каких интересных вещах было рассказано в вышеупомянутой передаче.

Современный автомобиль буквально опутан проводами. Оказывается, для уменьшения сечения километров дорогостоящих медных проводов и их общей массы разрабатываются системы оборудования с повышенным (48 вольт) напряжением в сети. Широко применяется волоконная оптика и технология Bluetooth. Однако до сих пор в подавляющем числе машин используется классическая 12-вольтовая система с «минусом» на корпусе автомобиля.

Теперь – о пяти основных понятиях, объединяющих особенности устройства электрооборудования в машинах.

Первое – напряжение. Летом оно на клеммах аккумулятора при работающем двигателе и всех включённых потребителях и исправной системе зарядки должно быть в пределах 13.8 В. Зимой – 14.2. При таких условиях аккумулятор имеет возможность заряжаться.

Второе – «масса». Все мы знаем, что кузов автомобиля – проводник, замыкающий «плюс» и «минус» аккумулятора. Между ними – провода, потребители тока и выключатели. Кузов подвержен коррозии, особенно – потому, что является проводником электротока. При включении стартера через кузов, который должен иметь хорошую электропроводимость, проходит ток до 250 ампер.

Третье – ток. Токи в цепях большие – поэтому требуются провода высокого сечения. Если оно, сечение, недостаточное, возникает сопротивление, ограничивающее ток. Как следствие – в том месте падает напряжение, но выделяется тепло. Если провод в итоге не перегорел, то оплавившаяся изоляция позволит ему «закоротиться» на корпусе, и после дыма можно ждать пламени.

Четвёртое – изоляция. Используемая пластиковая изоляция со временем от перепадов температур стареет и трескается. А поскольку аккумулятор в силу низкого внутреннего сопротивления может обеспечить большой ток, то нарушения в изоляции, особенно в присутствии соли и влажности, провоцируют так называемые токи утечки. Если речь идёт о старом автомобиле, то за ночь его аккумулятор может основательно разрядиться. Если при включенных потребителях отключение «массы» от аккумулятора вечером вызывает искру, значит, надо проверять изоляцию электропроводки.

Пятое – контакты. Поскольку токи в машинах, как сказано выше, большие, контакты должны быть качественные. Применяются специальные автомобильные переключатели и реле, коммутирующие большие токи. Очень важно, чтобы не нарушалась герметичность различных разъёмов, в том числе – колодок предохранителей, поскольку в них конденсируется влага. Как результат – контакты окисляются и перестают проводить электрический ток.

Места соединения проводов «массы» с кузовом обычно выполняются посредством болтов с шайбами и гайками. Подобные места особенно подвержены коррозии. Иногда доморощенные умельцы пытаются «долговечно» соединить такие провода с кузовом с помощью саморезов. Да ещё – в открытых местах. Надёжным такое соединение, конечно, назвать сложно.

Записал А. Макаров.