Нина Федоровна Хомутова

Нина Федоровна Хомутова

Запись в трудовой книжке гласит, что Нина Федоровна Хомутова 16 апреля 1968 года была «зачислена продавцом» в Павловское сельпо. Последний день ее работы за прилавком – 27 февраля 1997 года. Тридцатилетний стаж и успехи в сельской торговле отмечены орденом Центрсоюза потребительских обществ РФ «За вклад в развитие потребительской кооперации России» и знаком того же уровня «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Кроме того, в трудовой книжке зафиксированы многочисленные поощрения и премии.

Нина Федоровна и сегодня хорошо помнит многие эпизоды своей беспокойной работы, эмоционально рассказывает о них.

С выручкой верхом на лошади

За прилавок она стала на несколько лет раньше, чем это зафиксировано официально. Тогда жена ее брата работала продавцом магазинчика на хуторе Веселая Жизнь. Подошло время идти женщине в декретный отпуск, а заменить ее было некому. Выручила Нина. Правда, девушка тогда еще не достигла совершеннолетия и не могло быть речи о ее официальном зачислении продавцом. Считалось, что она в магазине всего лишь помогала родственнице. Формально – помощь, а фактически – самостоятельная работа продавцом продолжалась в течение полутора лет.

Обслуживать покупателей научилась быстро. Главная трудность заключалась в доставке вырученных денежных сумм с хутора в райцентр. Десять километров – расстояние небольшое, но автобусного сообщения не было, а полагаться на случайную подводу означало рисковать. Идти с деньгами пешком – и того опаснее. Выход все же нашли – Нина стала отвозить в райцентр выручку под видом объездчика, который уступил свою лошадь на время двухчасового обеденного перерыва. Надев брюки, фуражку с красным околышем, Нина садилась верхом на лошадь и мчалась по полям вдоль посадок. Ни разу не нарушила установленного графика сдачи выручки – три раза в неделю.

В этом эпизоде наглядно проявились черты характера девушки – решительность, инициативность, целеустремленность, готовность при необходимости действовать по-мужски. Они в значительной мере определили ее дальнейшую трудовую биографию и судьбу.

Начала с керосиновой бочки

Замужество, воспитание двух дочерей, строительство в станице Павловской дома – связанные со всем этим заботы на протяжении нескольких лет до предела наполняли повседневную жизнь Нины Хомутовой. Когда дети подросли, ей представился случай вновь стать за прилавок. Теперь вполне законно в качестве младшего продавца. Причем магазин сельпо располагался на расстоянии вытянутой руки – в соседнем квартале.

Его особенность заключалась в широком ассортименте промышленных товаров и праве торговать на выезде. Молодому продавцу не было никаких поблажек. Хомутова выполняла те же работы, что и двое ее коллег. В том числе в порядке очереди продавала керосин. Во дворе стояла большая емкость, от которой отходил трубопровод к бочке с керосином. Нина становилась у крана и в течение двух часов отпускала литровой кружкой покупателям нефтепродукт – кому сколько нужно. От вдыхаемых паров голова становилась тяжелой, а работа противной. Но приходилось терпеть. И женщина терпеливо переносила дискомфортные условия. Позже подобная стойкость не раз помогала ей превозмогать всевозможные невзгоды, связанные с профессиональной деятельностью.

Коробейники на колесах

Исполнительность, старательность – семейная традиция, заложенная родителями Нины. Ее переняли все шестеро детей. Для работника торговли названные качества – основа профессионального роста. Их подметило в молодом продавце руководство сельпо и направило Хомутову в Белореченск на курсы заведующих магазинами.

После окончания учебы у Нины открылся путь для повышения в должности. И оно сос-тоялось. Н. Хомутову назначили заведующей тем самым магазином, где работала. В ее подчинении находилось два продавца.

Главным требованием руководства к зав-магу было выполнение плана выручки. Какими способами? Проявлять предприимчивость, инициативу, постоянно изучать спрос покупателей и максимально удовлетворять его. Теоретически – просто. На практике – очень сложно.

– По итогам кварталов на протяжении нескольких лет наш магазин занимал в райпо первое место, – говорит Нина Федоровна.

Она приоткрыла некоторые профессиональные секреты. Один из них – активная торговля на выезде. Хомутова с двумя продавцами не ждала, когда покупатели придут к ней, а сама шла к ним. Так делали в давние времена коробейники – обходили с товаром деревни и села, предлагая населению вещи на выбор. Ныне нет необходимости ходить пешком. К услугам Нины Федоровны был вместительный автофургон.

Выезжали, как правило, рано утром по выходным дням. Маршрут заведующая магазином обдумывала заранее, с учетом конъюнктуры, возможностей продать товар. Сначала направлялись, например, в Тихорецк. Там разворачивали временный торговый павильон, где оставался один из продавцов. Зав-маг с другим продавцом ехала в Армавир, где так же открывали павильон-однодневку. Вечером торговлю сворачивали и возвращались в Павловскую.

– Так мы объездили практически все города и крупные станицы края, – вспоминает Нина Федоровна.

Непростой вопрос: что загрузить в автолавку? Конечно же, товар, который пользуется у населения спросом. Но какой именно и где его взять?

– Для закупки дефицитного товара мы выезжали с товароведом в самые разные места, в том числе в Кабардино-Балкарию, Армению, – рассказывает Нина Федоровна. – Беспроигрышным был трикотаж. Его завозили из Кабардино-Балкарии. Армения поставляла модные в то время покрывала с изображением льва – они шли нарасхват. Спросом пользовались также армейские куртки.

По словам бывшего завмага, многое значило уловить тенденцию моды и, так сказать, снять сливки.

Например, женщины стали окрашивать волосы в яркие цвета. Хомутова среагировала моментально. Сначала взяла на продажу партию красителя для волос в порядке эксперимента. В целях рекламы окрасила свои волосы в красный цвет. Эксперимент прошел успешно, и в последующих выездах автолавки краска для волос непременно входила в ассортимент продаваемых товаров.

В своей станице

А в течение недели заведующая магазином стремилась как можно полнее удовлетворить покупательский спрос жителей Павловской. Располагаемый ею ассортимент из 11 групп промышленных товаров облегчал задачу, но и здесь без должной сноровки было не обойтись.

Например, покупательнице хотелось взять в кредит телевизор и постельное белье. Первый значился в списке товаров, продаваемых в кредит, а второе – нет. Однако Хомутова умела так оформить кредитные документы, что и волки были сыты, и овцы целы.

Согласно действовавшим в то время правилам, магазин должен был закупать у населения сельхозпродукты. Роль стимуляторов играли дефицитные промтовары. К таковым относились, например, стиральный порошок, мыло. Их продавали лишь членам кооперации, имевшим так называемые паи. Нина Федоровна умело маневрировала в мудреной системе взаиморасчетов между торговлей и пайщиками в интересах магазина.

Нередко сама обходила с ведром в руках подворья и закупала куриные яйца. Затем оформляла это соответствующим образом.

Особое отношение было к ветеранам войны. Хомутова периодически посещала каждого, записывала заказ и неизменно выполняла его. Покупку доставляла на дом.

Сотрудникам магазина работалось нелегко, особенно в холодное время года. Помещение отапливалось плохо, и температура в нем иногда была минусовой. Даже тройной одеколон во флаконах, случалось, превращался в лед, и стекло трескалось. Спасая одеколон, продавцы, перед уходом домой укрывали его верхней одеждой.

Тройной одеколон пользовался у некоторых мужчин повышенным спросом как заменитель спиртного. В связи с этим однажды случился казус. Чтобы погасить внутренний «пожар» один павловчанин не стал ждать открытия магазина – через форточку дотянулся рукой до флакона с характерной зеленой жидкостью, поспешно откупорил его и выпил содержимое.

Вдруг у него изо рта повалила пена.

– У меня бешенство! – в испуге завопил он.

Сбежались люди. Для прояснения ситуации срочно вызвали заведующую магазином. Нине Федоровне оказалось достаточно одного взгляда на пустой флакон, чтобы понять причину драмы:

– Он вместо одеколона выпил шампунь, – поставила она диагноз.

Откуда недостачи?

Как опытного работника торговли Н. Хомутову назначили заведовать вновь открытым магазином «Одежда для женщин». Ей пришлось комплектовать штат продавцов, организовывать работу с нуля. Магазин заработал. Неожиданно в ходе проверки стали выявляться недостачи. В чем причина? У заведующей не было оснований подозревать коллег, тем не менее… Помог случай.

Однажды Нина Федоровна заметила, что у одной из посетительниц из-под верхней одежды до самого пола свисал пояс. Подошла к ней поближе и обнаружила платье, которое женщина «забыла» снять после примерки. Завмагом забила тревогу. Установленным порядком на квартире забывчивой женщины был проведен обыск. Выявили вынесенные хозяйкой из магазина мужские костюмы и не только. Дело передали в суд.

– В общей сложности мне пришлось судиться с шестью ворами, – говорит Нина Федоровна. – Сотрудники магазина сделали соответствующие выводы и недостачи прекратились. Столько всего пришлось пережить за годы работы в торговле!

А как за границей?

Нине Федоровне представилась счастливая возможность познакомиться с работой коллег за границей. По итогам 1987 года ее магазин занял в сельпо первое место, и руководство премировало заведующую двухнедельной путевкой в Венгрию. На премиальные деньги сотрудницы сельпо экипировали Хомутову так, что мадьярки, глядя на нее, должны были просто лопаться от зависти.

Туристическая группа, в которую входила павловчанка, побывала в четырех венгерских городах, ознакомилась со многими выдающимися достопримечательностями. Конечно, посещала и магазины. Нину Федоровну поразила культура продавцов: к каждому посетителю они относились как к желанному гостю и старались изо всех сил выполнить его желания, создать ему хорошее настроение. Причем происходило это естественным образом, без малейших признаков лакейского подобострастия.

– Вот он какой европейский уровень обслуживания, – размышляла тогда Нина Федоровна. – Что и как нужно сделать нам, чтобы подняться до этих высот? Но не сидеть же сложа руки.

По возвращении в Павловскую она делала для повышения культуры обслуживания все, что могла.

В статусе пенсионерки Нина Федоровна ведет активную общественную жизнь. Возглавляет ветеранскую организацию бывшего кооперативного универмага и многое делает для коллег по сельской торговле. Кроме того, жители станицы выбрали ее руководителем одного из ТОСов (территориальное общественное самоуправление). И в этой должности женщина работает активно, помогая людям решать разнообразные бытовые проблемы. Ветеран сельской торговли по-прежнему молода душой и активна.

Г. Иванов.