К хорошему человек привыкает  быстро, а порой нелишне  вспомнить, как было, с чего всё начиналось.

Первого января нынешнего года исполнилось 20 лет  районному историко-краеведческому музею, что уверенно,  по-хозяйски расположился в старинном здании в центре станицы Павловской на углу улиц Ленина и  Горького.

Идея его создания давно уже была поистине всенародной. Много-много лет на страницах нашей районки,  на всяких пленумах  и конференциях с завидной последовательностью  рефреном звучало: нужен районный музей… Этим, к сожалению, энтузиазм радетелей подобного дела и  ограничивался.

Началом основания в Павловской государственного   (так он именовался в районных заявительных и краевых документах) районного историко-краеведческого музея  является весна 1990 года. Тогда решением  сессии депутатов района я была возвращена в свой родной отдел культуры – уже на должность заведующей. В числе  первоочередных задач, требующих реализации, был музей. Само  тревожное время 90-х годов подталкивало к решительным, порой авантюрным действиям. «Если не сейчас, то уже никогда. И если не я, то уже никто»  – поставила я цель.

Музей создавался на пустом месте,  без единой копейки. Но ведь для чего-то человек  наделен разумом!

Сейчас я понимаю, что много говорю. Но как же иначе объяснить очевидное тем, кто не имеет  ни малейшего представления о том,  как появился музей такого высокого ранга  в сельском районе?

Директору школы № 1 Л.Н. Радуль я предложила вариант:  пробиваю  в краевом департаменте культуры ставку  заведующего народным музеем им. Д.П. Жлобы, а за это Лилия Николаевна в течение полугода не будет  мешать отделу культуры использовать эту сумму  по своему усмотрению. Так  появились «музейные» деньги.

 Уговорить  директора  школы искусств Николая Ильича Помурана отдать небольшую  площадь   своего  дворца под еще несуществующий музей,   пока будет готовиться для него здание,  оказалось нетрудно. Делом же дипломатической техники  было обосновать, доказать и добиться внесения в планы  краевого бюджета строчки «Павловский историко-краеведческий музей». И таким же  дипломатическим  ходом было налаживание деловых и дружеских отношений с коллективом краевого  музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына. Советы, методическая помощь специалистов были необходимы.

Чтобы открыть  музей, его надо было сначала создать. Требовался  человек, способный эту работу выполнить.
Теперь я уверена, что у каждого своя судьба. Иначе откуда бы догадалась Инна Вячеславовна Ильяшенко, что я, не зная её,  жду, ищу, мысленно призываю именно её.

Как бы там  ни было, но однажды Инна сама вошла в мой кабинет. Я могла ей предложить только ставку заведующего народным  музеем.

На мизерную зарплату с 3-го октября 1991 года И.В. Ильяшенко  (ныне Борисенко) начала создавать государственный музей в Павловском районе. О новом учреждении  заговорили сразу и повсеместно. Еще где-то впереди был официальный статус и денежные  потоки из краевого и районного бюджетов, а для жителей района музей уже стал фактором духовной жизни.

Океан дел, требующих немедленного  решения, мог захлестнуть кого угодно, но не Инну. Это был тот редкий и счастливейший  случай, когда  Дело и его Исполнитель обрели друг друга. Это была её работа! Всё предыдущее являлось лишь подготовкой к этому трудному, но любимому делу.  Два факультета – истории и правоведения, законченные в Адыгейском госпединституте,  были для  Инны  подспорьем, добавьте к этому  умение  убеждать и заражать своими идеями, готовность  делать самую  тяжелую и черную работу, если это нужно…

Инна разработала собственную  технологию поиска и выявления будущих музейных экспонатов. Уже к концу 1991 года из частных коллекций и семейных архивов было приобретено более трех тысяч ценных вещей и документов. Из встреч и бесед с людьми, многочисленных визитов домой  к жителям района сформировался аудиовидеофонд,  сделанный  И.В.  Ильяшенко.

Параллельно с чисто музейными заботами я реформировала методическую работу. Ликвидировала методический кабинет РДК, давно изживший себя.  На его месте  решением райисполкома создали орметодцентр под прямым управлением отдела  культуры. В этом методцентре я ввела две штатные единицы методистов   по музейному  делу. Их работа была полностью подчинена интересам нарождающегося музея.

Первыми такими специалистами  стали Галина Ильинична Дмитрюк и Наталья Витальевна  Чайка. Весь ритм комплектования музея,  заданный  с самого начала  Инной Вячеславовной,  был столь высок,  что еще до наступления 1992 году в музейную комнату,  расположенную в школе  искусств, стали приходить  на  экскурсии первые группы школьников.

Рос круг друзей и единомышленников музея. Мы обошли и объехали весь район,  изучили архивные документы, выявили, описали и сфотографировали все строения, представлявшие историческую и культурную ценность. Все фотоматериалы с сопроводительным  письмом отдела культуры были переданы главе района. Второй экземпляр направили в краевой комитет ВООПИК.

И  после моего увольнения из отдела культуры И.В. Ильяшенко продолжала работу по выявлению и сохранению памятников, делая это  вместе с руководителем отдела архитектуры Татьяной Анатольевной Черемискиной. Однако  недолго работала И.В. Борисенко директором государственного районного музея: 28 августа 1993 она  подала  заявление  об увольнении заведующему отделом культуры Г.М. Костенко. Почему? Это другой вопрос. И в этой публикации не будем его касаться.

… Спустя годы я задала Инне Вячеславовне, может, нелепый вопрос, какое её самочувствие сейчас, и услышала: «Представьте, я родила любимого ребенка, а его у меня отняли…»

Л. Белодедова.