На сайте Минтруда России с целью дальнейшего общественного обсуждения размещена последняя редакция документа стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.
Также состоялась всероссийская видеоконференция, посвященная этой проблеме.
Предлагаем вниманию читателей беседу корреспондента «Единства» с начальником управления Пенсионного Фонда России в Павловском районе И.М. АНДРУСЕВИЧЕМ.
Главные цели
– Иван Михайлович, в чем суть данного документа?
– Стратегия определяет направления и задачи по развитию в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны, при этом соответствовать международным стандартам.
Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
– Назовите основные задачи её развития.
– Ставится задача довести средний размер трудовой пенсии по старости до уровня 2,3-3 прожиточных минимумов пенсионера (сейчас он составляет 1,8). Это при условии выработки нормативного стажа, составляющего на сегодняшний день 5 лет (по проекту он увеличится значительно) и размере заработной платы на уровне средней по стране. В этом случае утраченный заработок возместится на 40 процентов, что соответствует поставленной задаче.
Вместе с тем гражданам, которые по какой-либо причине не выработали нормативный стаж или имели низкую зарплату, гарантируется доход не ниже прожиточного минимума.
– Цель благая. Но как её достичь?
– В проекте документа и указаны пути её достижения. К примеру, для среднего класса это – участие в корпоративных и частных пенсионных системах: добровольное пенсионное страхование, повышение эффективности накопительной составляющей пенсии, поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей и другое.
Трёхуровневая модель
– В чём отличие планируемой системы от ныне существующей?
– Предлагаемая пенсионная система будет базироваться на трёхуровневой модели.
Первый уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в случаях предусмотренных действующим законодательством.
Второй уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Сейчас этот способ используется в отдельных отраслях (шахтеры, летчики и т.д.)
Третий уровень – частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) за счёт собственных средств.
– Есть ли в данном проекте предложения по увеличению пенсионного возраста россиян?
– Нет. Стратегия подобных предложений не содержит и основывается на общеустановленном пенсионном возрасте – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
По единым тарифам
– Вы выше упомянули об уровне страховой нагрузки работодателей. Если можно, об этом немного подробнее.
– Речь идет, кроме всего прочего, об установлении единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей. Сегодня многие предприятия уплачивают взносы по заниженным тарифам. Это касается и самозанятого населения, т. е. предпринимателей. Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается, исходя из одного минимального размера оплаты труда, и составляет 14,3 тыс. руб., тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год, при этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными. Разве это справедливо? Получается, что самозанятым гражданам пенсия выплачивается из средств «отчисленных» не ими, а другими людьми.
Об особых условиях труда
– Известно, что в документе говорится о застрахованных лицах, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
– Да, и в данном случае предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов.
Поясню. В настоящее время финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета ПФР, а не дополнительных страховых взносов работодателей. К тому же при существующей модели работодатель не заинтересован в сокращении рабочих мест с особыми условиями труда. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 (подземные рабочие, сталевары, кузнецы и т. д.) и № 2 (машинисты холодильных установок, газорезчики и т. д.), «малые списки» (рабочие локомотивных бригад, работники текстильной промышленности, отработавшие не менее 20 лет, женщины и т.д.)
– Что это даст?
– Предлагаемая модель позволит экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры.
– Каковы размеры дополнительных тарифов?
– Предполагается, что дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год будет – 4 процента, на 2014 год – 6 процентов, на 2015 год – 9 процентов. А в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки», на 2013 год – 2 процента, на 2014 год – 4 процента, на 2015 год – 6 процентов.
Льготы сохранятся
– Что будет с льготами и компенсациями для работников?
– Для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
Кроме того предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и в утвержденных локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения. Это позволит сформировать дополнительные пенсионные права указанной категории работников либо установить им надбавки компенсационного характера к заработной плате, либо предоставить иные виды социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
– Думаю, что данное предложение особо заинтересует работников образования, здравоохранения и культуры.
– В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Формируем накопительную часть
– В проекте немало сказано о формировании накопительной части пенсии.
– Институт накопительной составляющей пенсионной системы также подвергнется реформированию.
Предлагается рассмотреть вопрос об оптимизации до 2 процентов (сегодня 6 процентов) тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4 процентов в солидарную часть пенсии; о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2 процентов тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы.
Кроме этого, предполагается поэтапный перевод накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, а также стимулирование работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.
О корпоративных пенсиях
– Один из разделов документа посвящен корпоративному пенсионному обеспечению. Что это такое?
– Это дополнительная пенсия, которая формируется в соответствии с коллективным договором за счет средств предприятий. Корпоративное пенсионное обеспечение должно помочь формировать уровень пенсий, обеспечивающий приемлемый коэффициент замещения для лиц, с уровнем заработной платы выше среднего, реформировать институт досрочных пенсий. А также стать инструментом управления персоналом для повышения его мотивации и закрепления лучших работников.
Предлагается закрепить, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными организациями на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил.
Работай дольше – получишь больше
– При обсуждении проекта стратегии звучали предложения о стимулировании граждан работать и после наступления пенсионного возраста.
– Да, и в этом случае предлагается в случае отсрочки выплаты пенсии предусмотреть её установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.
В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя из уровня оплаты труда.
– В какие сроки стратегия будет реализовываться?
– Стратегию предполагается реализовать в три этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации в стране. Первый этап – 2013-15 гг., второй этап – 2016-20 гг., третий – до 2030 года.
Н. Чиж.