В нашей газете очень часто рассказывается о тех, кто не соблюдает правила дорожного движения, вследствие чего совершает всевозможные аварии. Иногда они заканчиваются более или менее благополучно для владельцев и пассажиров транспортных средств, но нередко последние с серьезными травмами попадают в больницы, а то и гибнут.
Гораздо меньше внимания в «Единстве» уделяется техническому осмотру автомобилей – а ведь от него не в меньшей, если не в большей степени зависит безопасная езда. Ну чего, например, стоит на оживленной трассе машина, тормозная система которой или рулевое управление, мягко говоря, не дотягивают до общепринятых стандартов безопасности?!
Вопрос, конечно же, риторический.
Не так давно в редакцию позвонил житель Новолеушковской В.Г. Кузнецов и попросил рассказать на страницах газеты о техническом осмотре транспортных средств. У нас в районе, заметил звонивший, очень много самых разных видов автомобилей – легковых, грузовых, автобусов и т.д. Когда, насколько часто их владельцы должны проходить технический осмотр? На этот вопрос редакция попросила ответить начальника отделения технического надзора отдела ГАИ ОМВД России по Павловскому району подполковника полиции И.Б. Бондаренко.
– Прерогатива сотрудников отделения – контролировать техническое состояние транспортных средств, задействованных в перевозках пассажиров и различных грузов, в том числе – опасных. Тем не менее нельзя закрыть глаза на то обстоятельство, что на наших дорогах очень много и других видов автомобилей. Все они в техническом отношении должны отвечать требованиям безопасности. Данный вопрос регламентируется Федеральным законом № 170 «О техосмотре ТС». В его 15-й статье речь идет о периодичности техосмотра.
– Расскажите об этом подробнее…
– Каждые полгода подлежат техосмотру легковые такси, автобусы и грузовые автомобили, предназначенные в том числе и для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, а также специализированные транспортные средства и прицепы к ним, оборудованные для перевозок опасных грузов.
– Есть, насколько я понимаю, и транспортные средства, владельцы которых должны являться на пункты техосмотра гораздо реже – не каждые шесть, а каждые двенадцать месяцев. Перечислите их.
– Речь идет о транспортных средствах, с года выпуска которых прошло более семи лет, включая сам год выпуска. Это легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн. В этом же ряду мототранспортные средства.
Также ежегодно должны проходить техосмотр грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы массой более 3,5 тонн, а также транспортные средства со специальными звуковыми и световыми сигналами и ТС для обучения управлению ими.
– Владельцам каких автомобилей надо являться на техосмотр реже всего?
– Каждые два года подлежат техосмотру те ТС, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет. Это легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн, а также мототранспортные средства.
– Кто имеет право не являться на технический осмотр в первые три года, если речь идет о новых автомобилях?
– К таковым относятся владельцы легковых и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых менее трех с половиной тонн, а также – мототранспортные средства.
– Что еще надо знать автолюбителям, которые хотят да и обязаны ездить на исправных транспортных средствах, отвечающих требованиям безопасности?
– Водитель транспортного средства должен прибыть на нем для прохождения технического осмотра до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности, а не после. Это принципиально важно.
– Поясните, почему?
– Дело в том, что в обратном случае автомобилист, попади он в дорожно-транспортное происшествие, очень рискует. Ведь не секрет, что даже в нашем районе есть филиалы страховых компаний, которые легко оформляют страховки на транспортные средства, не побывавшие на пунктах техосмотра. Доверчивые водители, не вчитываясь в текст договора со страховщиком, сразу же забывают о пунктах ТО. В бумаге между тем черным по белому написано: условия страховки действительны только при прохождении техосмотра. Но на него предлагается ехать аж в Краснодар. Кое-кто, даже осознавая последующие риски, предпочитает обходиться без предписанных законом процедур проверки техсостояния машин. Конечно, подобная практика ущербна с точки зрения безопасности дорожного движения.
Кое-что о техосмотре
Технический осмотр транспортных средств – проверка их техсостояния на предмет соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.
Обязанность проходить технический осмотр возложена на водителей ТС.
Среди прочего на пунктах техосмотра контролируется соответствие содержания СО/СН в выхлопе нормам токсичности, люфт рулевого механизма, работоспособность световых приборов, соответствие светопропускания стекол установленным нормам, наличие огнетушителя и знака аварийной остановки, эффективность тормозной системы и другие параметры. В случае, если последние не соответствуют нормам, водитель может в течение 20 суток устранить неисправность и снова явиться на ПТО. При этом повторная оплата за диагностику ТС взимается только за те неисправности, которые выявлены на ПТО.
– Последний вопрос касается талона технического осмотра. Его упразднили?
– 30 июля с.г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с ним, документом, оформляемым по результатом техосмотра, является теперь не талон, а номерная диагностическая карта.
В случае утери автовладелец может получить ее в любом ПТО России.
Беседовал А. Макаров.