С 1 сентября текущего года на улицы населенных пунктов Краснодарского края вышли казачьи патрули по охране общественного порядка. Это своего рода эксперимент, на который пошли власти региона в связи с непростой криминогенной обстановкой. Решение принято вполне в духе традиций Кубани, где казачество издавна следило за порядком в населенных пунктах. Как же действуют казачьи патрули в Павловском районе? Чтобы увидеть это своими глазами, отправился вместе с полицейскими и казаками в ночной субботний рейд по улицам райцентра.
…Выходной день выбран не случайно. Подавляющее большинство правонарушений приходится на темное время суток пятницы, субботы и воскресенья, когда некоторая часть людей, измученная трудовыми буднями, спешит вознаградить себя изрядной долей спиртного в питейных заведениях.
На вечерний развод в РОВД прихожу заранее. Ровно в 20.00 во дворе отдела происходит построение полицейских и казаков. Командир станичной казачьей дружины хорунжий Владимир Колмычек тоже в строю. Старший по смене проверяет наличие и готовность личного состава к несению службы, ставит задачи и дает оперативные ориентировки.
Патруль выглядит так – 2 полицейских и 2 казака. Старший «моей» группы – работник полиции С. Родькин, второй полицейский М. Конин. Казаки – В. Волынко и Е. Дурманенко. Время сравнительно раннее, на улицах спокойно, поэтому задаю участникам патруля вопросы.
– Казаки действительно ощутимо помогают нам в работе по охране правопорядка, – говорит С. Родькин, – несознательные граждане обычно норовят избежать встречи с нами по понятным причинам, так что зачастую бывает очень полезно разделиться по парам и зайти с двух сторон в подозрительный двор или проулок. Во время проверки граждан лучше удерживать подозреваемых в кольце до выяснения их личностей. Да и явные нарушители ведут себя скромнее, если видят перед собой не двух, а четырех сотрудников.
В это время на перекрестке улиц Гладкова и Крупской двое подростков пытаются боком прошмыгнуть мимо нашего патруля, но им это не удается. Чутье не подводит – от подростков явственно доносится запах алкоголя. Те клянутся, что не пили, а запах есть потому, что на них надышали их выпившие друзья, которые остались дальше отмечать чей-то день рождения.
Эту несколько сумбурную речь прерывает прибывший по вызову участковый 3-й школы, в которой учатся задержанные. И сразу выясняется, что ребята были с нами неоткровенны – их уже не раз задерживали за нарушение «детского» закона и за распитие алкоголя. Дежурный автомобиль увозит школьников на медосвидетельствование. Позже узнаем, что подозрения подтвердились – подростки употребляли спиртное. Младшему из них – 14 лет.
Патруль продолжает обход территории. Осматриваем переулки, дворы, укромные места за гаражами. В парке раздается очень уж громкий для позднего времени смех. Замечаем группу молодых людей, которые при виде патруля резко меняют курс и в срочном порядке пытаются покинуть парк. На громкое требование остановиться нехотя подчиняются.
Молодые люди оказались уроженцами Дагестана, говорят, что работают на одном из местных предприятий. На пятерых – ни одного документа, удостоверяющего личность. Доставили в отдел. Во время осмотра ничего запрещенного не обнаружено, а у одного даже нашелся паспорт. Ребят отпустили, посоветовав вести себя потише.
Время уже около полуночи, в так называемом «обезьяннике» отдела находятся трое задержанных. Все в состоянии сильного алкогольного опьянения, постоянно ссорятся между собой, громко ругаются матом и постоянно донимают полицейских и казаков требованиями вывести в туалет, дать попить-поесть-покурить и вообще немедленно отпустить, так как их держат в отделе совершенно незаконно. При этом запах от них стоит такой, как будто не мылись эти люди с самого рождения.
Вновь идем по улицам. Сидевший с ноутбуком на скамье в парке подросток, заметив патруль, быстро вскакивает и пытается скрыться. Далеко уйти ему не удается, несмотря на то, что на ногах у подростка надеты роликовые коньки. Задержанный выдает нам стандартную историю – зная, что нарушил «детский» закон, пытается обмануть патруль: ему, мол, уже 26 лет. Снова приехавший по нашему вызову участковый 3-й школы приветствует подростка по имени – задержанному 14 лет и он уже не раз нарушал закон. Паренька доставляют в администрацию сельского поселения, куда для беседы вызывают его родителей.
…По информации командира районной казачьей дружины подхорунжего Андрея Пантюха, с 1-го сентября 2012 года в районе наравне с полицейскими службу по охране общественного порядка несут 13 казаков, еще трое находятся в резерве, готовые подменить заболевших. Основной состав такой: Павловская – А. Пантюха, В. Колмычек, Ю. Коламбет; Новолеушковская – А. Егоров и И. Хлус; Незамаевская – Н. Клименко и А. Ткаченко; Старолеушковская – А. Коламбет и П. Ткач; Новопластуновская – С. Лядский и В. Баскаков; Средний Челбас – В. Волынко и Е. Дурманенко.
Казаки, которые живут не в Павловской, в течение недели помогают участковым своих поселений. А вот на выходные приезжают патрулировать улицы Павловской. За сентябрь при участии казаков привлечены к ответственности: за мелкое хулиганство – 45, за появление в общественном месте в нетрезвом виде – 42, за несоблюдение «детского» закона – 30, и за другие нарушения – 22 человека.
Полицейские довольны работой казаков. Например, участковые уполномоченные А. Смолка (Новопластуновское сельское поселение), А. Кузнецов (Новолеушковская), временно исполняющий эти обязанности Р. Шарый (Незамаевская) очень хорошо отзываются о своих помощниках.
Ю. Бойцов.