Познакомившись со статьей Л. Днепровой «Война заглянула в глаза» (№ 99 газеты), я тут же взяла книгу Ю.Н. Козаченко (светлая ему память) «Дети войны» и перечитала отдельные главы.
Ясно представила пожарище, когда горел элеватор, маслобойня, нефтебаза. Сейчас я живу в этом районе, а тогда, 70 лет назад, дым застилал станицу, было трудно дышать.
Меня восхищают мальчики Борька и Юра, которые по-своему боролись с ненавистным врагом, используя такое «оружие», как рогатки. Доставалось всем: и мадьярам, и немцам, и румынам. Когда мальчики нашли записку с просьбой «положить под столбик кусачки или ножницы по металлу», они проникли в мастерскую соседа-плотника деда Макара и отнесли военнопленным необходимый инструмент. С их помощью невольники бежали. Немцы и предположить не могли, что пленным помогли мальчишки, а решили, что на лагерь напали партизаны, но их в то время в Павловской не было…
Повсюду с ненавистным врагом боролись не только взрослые, но и дети. Мой земляк из Старой Руссы (имя и фамилию не буду называть) по заданию антифашиста Вилли должен был сосчитать танки, а также обнаружить огневые точки врага, что и сделал 13-летний мальчик. Но при выполнении задания был схвачен немцами.
Юра и Боря избежали кары фашистов, а старорусского паренька после пыток и допросов отправили в концентрационный лагерь для несовершеннолетних.
Юрий Козаченко описывает антифашиста Эрнста Курта, который сдался в плен и вел агитацию, чтобы немцы переходили на сторону русских.
И автор книги «Дети войны», и мой земляк сожалели, что после войны не смогли разыскать Вилли и Эрнста. И в Старой Руссе, и на Кубани мальчишки не мирились с врагами и боролись, как могли, приближая тем самым победу.
А. Тихомирова, ветеран-педагог.