Союз наш творческий
В конце ноября группа журналистов отправилась в пресс-тур в Сочи. Подобные поездки стали регулярными благодаря инициативе вице-губернатора Галины Золиной и департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Краснодарского края. На этот раз поездку организовало правление краевого отделения Союза журналистов России, если точнее – его председатель Вячеслав Смеюха. Нас было более 20 человек – представителей центральных, региональных, городских и районных средств массовой информации, а также трое коллег из Республики Абхазии. С журналистами этого самого близкого к Кубани иностранного государства не так давно было заключено Соглашение о сотрудничестве, поэтому проведение ряда совместных мероприятий запланировано и на будущее.
Многие участники этого пресс-тура были в подобной поездке по олимпийским объектам в конце января и смогли сравнить и оценить сделанное за неполный год. Сдвиги огромные. Приближающаяся Олимпиада диктует темпы работ.
Город в горах
Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут на спортивных объектах, расположенных в двух кластерах – в горном и прибрежном. Их разделяет 48 километров.
После завтрака комфортабельный автобус повез нас на Красную Поляну – здесь пройдут соревнования по санному спорту, бобслею, скелетону, прыжкам на лыжах с трамплина, по лыжным гонкам и биатлону, сноуборду и фристайлу.
Проехали поселки и села Молдовка, Веселое, Монастырь, Кепша и другие. Благодаря предстоящей Олимпиаде они хорошеют: обновляется инфраструктура, строятся детские сады и школы, отели и кафе.
Шоссе, по которому едем, эксплуатируется лет десять. В нескольких метрах выше от него просматривается старая Краснополянская дорога, построенная еще при царе-батюшке. Она запечатлена в таких киношедеврах, как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Роман и Франческа». Путь по ней занимал пять – семь часов. В скалах даже вырубили ниши, чтобы могли разъехаться два автомобиля, а 100 и более лет назад – кареты и подводы. Сейчас не каждый водитель рискнул бы поехать по ней, да и сделать это уже невозможно, так как её закрыли для движения.
Новая дорога сократила расстояние до Красной Поляны почти на 20 километров. Она пролегла через шесть тоннелей, протяженность самого большого – 2582 метра.
В настоящее время строится третья, теперь совмещенная дорога: автомобильная и железная. Сейчас рабочие пробивают в горных массивах 12 тоннелей. Самый короткий – 141 метр, самый длинный – более 4 тыс. метров. Протяженность магистрали 48 километров, из них 27 автомобили и поезда пройдут под тоннелями. Возводится около 50 мостов, среди них первый на юге России вантовый автомобильный – на нем начали устанавливать тросы. Все мосты сооружают на высоких опорах в надежде на то, что бурные воды реки Мзымта, берущей начало у озера Кардывач на высоте почти 2000 метров, даже в период таяния ледников не достигнут полотна дороги.
Уже закуплено несколько комфортабельных электропоездов немецкого производства (всего их будет 12), которые, развивая скорость до 160 километров в час, за 30 минут доставят пассажиров от прибрежного до горного кластера.
Тот, кто бывал в поселках Красная Поляна и Эсто-Садок раньше, сейчас не узнал бы их: как грибы растут многоэтажные отели с ресторанами и кафе. Их строительство находится под постоянным контролем Международного Олимпийского Комитета. При проектировании учитывалось всё: от энергосберегающих технологий до доступности зданий для маломобильных групп населения. К концу этого года будет подготовлено более 27 тысяч номеров разного класса.
Новые строения органически сочетаются с горным пейзажем. Красная Поляна была основана в середине позапрошлого века прибывшими из Ставрополья греками. Назвали они поселок так, потому что увидели желто-красные горы, склоны которых были покрыты цветущим папоротником, калиной и рябиной. Одно время, с 1899 года по 1917-й, он назывался городом Романовск – по фамилии российских императоров. Был построен дом для Николая II, любившего охоту, но так и не побывавшего в райском уголке Западного Кавказа. Рядом возвели дачи миллионеры, царские вельможи, знаменитые артисты, например, Леонид Собинов. Уже в начале прошлого века это место стало пользоваться большой популярностью у туристов – в 1913 году его посетило около 10 тысяч человек.
Красная Поляна вошла в историю государства Российского – именно здесь в 1864 году царское правительство подписало с горцами мирный договор о прекращении Кавказской войны.
Рядом, в каких-то трех-четырех километрах, переселенцы из Эстонии основали свой поселок и назвали его Садком. Теперь оба населенных пункта практически срослись и составляют единое целое.
Ряд объектов полностью готов. Это горнолыжный центр «Роза Хутор» (на нем пройдут соревнования по скоростному спуску и слалому); экстрим-парк – во время Игр здесь состоятся состязания по кроссу, могулу, акробатике, хаф-пайпу, параллельному гигантскому слалому и сноуборд-кроссу; комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки». Остальные спортивные сооружения будут сданы в эксплуатацию в первой половине 2013 года.
В горном кластере возводят и две олимпийские деревни, они впервые в истории зимних олимпиад находятся в шаговой доступности от мест соревнований. Никогда гостиницы для олимпийцев не располагались так близко от спортивных сооружений.
По канатной дороге мы поднялись на высоту 1100 метров над уровнем моря, где строят одну из олимпийских деревень и сноуборд-парк. Открылась панорама белоснежного Чугуша – самой высокой горы Адыгеи (3238 метров над уровнем моря). Трудно оторвать глаз от величественного хребта. А на конечной площадке канатной дороги (2200 метров над уровнем моря) перед взором открываются седые вершины Абхазии.
Владимир Клюшкин, работник пиар-службы обособленного подразделения «Роза Хутор», рассказал о том, как изготовляется искусственный снег для сноуборд-парка и лыжных трасс. Из искусственных озер, наполняемых горными ручьями, вода мощными насосами подается в снежные пушки (их около 440) и преобразуется в снег, который затем разбрасывают по трассам.
Вторая жизнь долины
Во второй половине дня автобус повез нас в Имеритинскую низменность, расположенную на берегу Черного моря между реками Мзымта и Псоу. Прибрежный кластер объединяет Олимпийский парк, Олимпийскую деревню, медиа-центр, развлекательный парк и гостиничный комплекс.
В Олимпийском парке расположились все ледовые арены. Посетили два хоккейных стадиона, конькобежный центр, дворец для фигурного катания. Фигуристы уже опробовали лед на одном из этапов кубка России и остались довольные его качеством. Остальные сооружения тоже практически готовы. Большая Ледовая арена в апреле следующего года примет чемпионат мира среди юниоров.
На 70-метровую высоту поднялся каркас строящегося стадиона. Его назвали «Фишт» в честь одной из самых популярных вершин Западного Кавказа. На нём пройдет церемония открытия и закрытия Игр. Он вместит 40 тысяч зрителей, а к 2018 году добавят еще 5000 мест: Сочи, как известно, назван одним из российским городов, который примет чемпионат мира по футболу.
Не только стадион, но и другие арены имеют собственные имена: дворец для фигурного катания – «Айсберг» (на 12 тыс. зрителей), конькобежный центр – «Адлер-Арена» (8 тыс. зрителей), кёрлинговый центр – «Ледяной куб» (3 тыс. зрителей), хоккейные дворцы – «Большой» (12 тыс. зрителей), «Шайба» (7 тыс. зрителей). Три сооружения будут сборно-разборными. После Олимпиады их разберут и отправят в другие города России. Большая хоккейная арена, вполне вероятно, превратится в концертный зал, а в конькобежном центре будут проводить международные инвестиционные экономические форумы.
Рядом возводится Олимпийская деревня – 53 многоэтажных дома на 3000 человек. После Олимпиады они будут проданы под квартиры.
Все объекты – также в шаговой доступности, они находятся друг от друга на расстоянии от 100 до 200 метров.
Прибрежный кластер занимает площадь в 300 гектаров. Работа кипит и днем и ночью. Задействована самая современная строительная техника – в основном японская, корейская и германская. Десятки тысяч рабочих, не только россиян, но и из Турции, Сербии и других стран, трудятся посменно. Проживают они в сборных, но комфортабельных домах, где есть все бытовые удобства.
Недалеко от Олимпийского комплекса появился грузовой порт. К нему пролегла набережная. Современные сухогрузы привозят в Сочи стройматериалы. После Олимпиады порт превратится в стоянку для яхт.
Имеритинская долина многие годы была недоступной для жилья. Ее занимали болота. Лишь в середине прошлого года они были полностью осушены, уничтожен благодаря комплексу мер малярийный комар. На месте болот появились небольшие строения, в которых проживали вернувшиеся из Турции казаки-некрасовцы, а также русские, грузины, армяне, шапсуги, адыги, представители других национальностей. Домики находились в 50–200 метрах от берега моря, поэтому отдыхающие охотно ехали сюда и селились за небольшую плату. Теперь эти строения снесены, вместо них появилось восемь поселков, в них 482 коттеджа и 518 квартир в многоэтажных домах. Но не все захотели в них жить, почти половина переселенцев получила денежную компенсацию (до 2 млн рублей за сотку) и решила жилищную проблему самостоятельно. Практически все улучшили свои жилищные условия.
Проехали по улицам одного из новых поселков. Называется он Некрасовка и находится в 100 шагах от берега Черного моря. В нем 112 домов – одно-, двух- и трехэтажных, они кирпичные, цветные крыши сооружены из современных материалов, дворы огорожены. Коттеджи отапливаются пока электричеством, но скоро бесплатно, за счет государства, Некрасовку газифицируют.
Олимпиада преображает побережье. Объекты инфраструктуры и социальной сферы (электроподстанции, линии электропередач, газопроводы, очистные сооружения, детские сады, дороги, больницы, школы и т.д.) строятся не только в Адлере и на Красной Поляне, но и в Центральном, Хостинском и Лазаревском районах Сочи, прибрежных поселках. В завтрашний день жители курорта смотрят с оптимизмом.
В. Зинченко.