О программе модернизации образования в стране говорится и пишется немало. Одной из её составляющих является рост заработной платы учителей. Как сказал губернатор Кубани А.Н. Ткачёв на видеоселекторном совещании с главами регионов, которое проводил Президент РФ В.В. Путин, школьный учитель в крае сейчас получает в среднем 22,5 тысячи рублей, а средняя зарплата в экономике – 19,5 тысячи.

Цель данного материала – посмотреть, как сказалась реформа на заработной плате учителей района.

Финансирование – от количества учащихся

Основной принцип сегодняшнего финансирования образования в Российской Федерации – подушевой. Поэтому на норматив подушевого финансирования на одного обучающегося в крае в первую очередь влияет месторасположение школы, то есть сельская она или городская.

В сельской местности по количеству учащихся существует три типа учреждения: сельская, то есть обычная, без поправочных коэффициентов; условно-мало­комплект­ная, где к нормативу применяется поправочный коэффициент (1,09; 1,24), зависящий от численности учащихся и одно ли учреждение в насе­ленном пункте или нет; малокомплектная школа (с повышенным нормативом).

В сельскую школу на одного обучающегося в месяц выделяется 2645 рублей, а малокомплектную – 6697 рублей.

Подобный подход позволяет создать такие условия для работы учителей в сельской школе, чтобы образовательный процесс в учреждениях малонаселенных пунктов не страдал из-за отсутствия желающих трудиться в них ввиду низкой заработной платы. Ведь теперь финансирование школы напрямую зависит от количества учащихся в ней.

За что платят

Программа модернизации образования четко разделила труд учителя на две части: аудиторную и внеурочную. К первой из них относится проведение урока, а к вне­урочной – то, что ранее считалось «бесплатным» приложением к нему. Это подготовка к занятиям, проверка письменных работ, изготовление дидактического материала и пособий, консультации и дополнительные занятия с учащимися (в том числе работа с отстающими и одаренными детьми), классное руководство, заведование кабинетами, лабораториями, учебно-опытными участками, музеями и т. п., внеклассная работа, соревнования, олимпиады, конкурсы, конференции, профориентация, руководство предметными комиссиями, наставничество, профилактика наркомании среди учащихся, работа с родителями.

Оба вида деятельности педагога входят в базовую часть фонда оплаты труда, но, кроме неё, есть еще стимулирующая часть фонда. Как раз она-то и учитывает перечень дополнительных видов работ, относящихся к внеурочной деятельности учителя. А размер стимулирующей части определяется школой самостоятельно.

Поэтому доплата идет за классное руководство, проверку тетрадей, заведование предметными кабинетами, высокие итоги ЕГЭ, удачное участие школьников в предметных олимпиадах и прочее.

Кроме того, педагогическим работникам установлены обязательные выплаты стимулирующего характера за квалификационную категорию, ученую степень, почетное звание и за выслугу лет.

Помощь молодым

Уже давно бьют тревогу по поводу старения педагогических кадров. Молодые специалисты все реже стремятся сеять доброе вечное, особенно на селе. Так, 1 сентября 2012 года в школы района пришли только четверо молодых педагогов. А вакансий насчитывалось на эту дату 14. Требуются четыре учителя математики, два – истории, три – начальных классов, по одному – английского и немецкого языков, физики, русского языка и литературы, географии.

Чаще всего одной из причин нехватки педагогов называют маленькую заработную плату.

Оклад молодого учителя зависит от стоимости педагогического часа (в каждой школе он разный – обусловленный количеством обучающихся), педагогической нагрузки и количества учеников.

К примеру, молодой преподаватель истории пришел на одну ставку в школу, где стоимость педагогического часа составляет, ска­жем, 5 рублей. Учеников в его классах – 228. В этом случае оклад учителя составляет 8340 рублей. Стимулирующие доплаты: 417 рублей за проверку тетрадей, 650 – классное руководство плюс 1 тыс. рублей за это же из федерального бюджета. По положению о стимулирующих выплатах еще 1 тысяча рублей выплачивается ему как молодому специалисту. Итого заработная плата новоиспеченного учителя составит 11407 рублей.

Кому и сколько

Данные централизованной бухгалтерии управления образованием администрации района позволяют судить о тенденции роста среднемесячной зарплаты педагогов в целом. Хотя рассуждать об этом – дело неблагодарное и не всегда объективное. И всё же.

Среднемесячная заработная плата учителей района за первое полугодие 2012 года составила 20247 рублей. В зависимости от типа учреждения показатели следующие. В обычных сельских школах (№ 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12) её размер – 21054 рубля, в условно-мало­комплектных (№ 5, 7, 9, 13, 14, 15) – 17502 рубля, в малокомплектных (№ 16, 17, 18, 19, 21) – 18967 рублей. В октябре 2012 года среднемесячная зарплата учителей района достигла 21215 рублей. С 2010 года она выросла на 56,5 процента, то есть более чем вполовину.

Если учесть, что среднемесячная зарплата за 9 месяцев текущего года по району составляла 16705 рублей, то уровень доходов педагогов совсем неплох.

Кроме того, согласно статьи 55 Закона РФ «Об образовании» сельским педагогическим работникам предоставляются меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилых помещений (наем жилья), отопления и освещения, выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции в размере 115 рублей.

По труду и награда

Судить о том, насколько же конкретно зарплата педагогов приблизилась к среднемесячной по району, можно по следующим данным.

По проведенному мониторингу, в первом полугодии 2012 года 203 учителя района (44 процента от общей численности) получали заработную плату свыше 20 тысяч рублей и 23 учителя (5 процентов) – менее 10 тысяч рублей, из них два – минимальный размер заработной платы.

Если кому-то из прочитавших эти строки придет мысль: а не слишком ли много сегодня платят педагогам, приведу следующие пояснения. Те учителя, зарплата которых перевалила за 20 тысяч рублей, работают как минимум на 1,5, а то и на 2 ставки.

Одна ставка составляет 18 часов (уроков) в неделю, две – от 30 до 36 часов. Это означает, что при двух ставках учитель каждый рабочий день дает по шесть (!) уроков и находится в школе с 8.00 до 15.00 с небольшими перерывами на перемены. Но и на этом его рабочий день не заканчивается, так как нужно подготовиться к урокам следующего дня, написать планы, проверить тетради, уделить время и отстающим и одаренным детям, по­участвовать в подготовке к олимпиадам, контрольным, всевозможным школьным праздникам, пообщаться с родителями учеников и прочее, прочее.

Вряд ли кто-то из тех, кто получает меньше, позавидует такой интенсивности труда. Каждая копейка заработной платы педагога добыта в поте лица.

Вернуть мужчин!

Повышение заработка учителей преследует и еще одну благую цель – вернуть в школы мужчин-педагогов.

Профессия учителя в дореволюционной России была в основном мужской. В гимназиях и прогимназиях (с некоторой долей условности их можно приравнять к нынешней средней школе) мужчины составляли около 100 процентов преподавателей. Дело в том, что вести занятия в гимназиях имели право только преподаватели, окончившие университет, а в университеты царской России (за редким исключением) женщин не принимали.

Заметим, для обучения в гимназии тогда нужно было сдать экзамены, которые, как правило, выдерживали юноши, получившие домашнее образование. Домашними учителями тоже были преимущественно мужчины.

В так называемых народных школах – церковно-приходских, земских, городских училищах – мужчины составляли две трети от общего числа учителей. Народные школы давали только начальное образование.

Но если в гимназии женщине отводилась роль воспитательницы, то в народных школах представительницам прекрасного пола дозволялось обучать детей. Согласно данным Г. Фальборка и В. Чарнолуского, приведенным в монографии «Народное образование в России», в 1880 году в народных школах работали 80 процентов учителей-мужчин и 20 процентов учителей-женщин. Но постепенно это соотношение менялось. И по статистике, к концу XIX века в народных школах (в частности, в сельских училищах) имела место тенденция к выравниванию численности.

Сегодня из более чем пятисот преподавателей школ района только 70 – мужчины, то есть каждый восьмой. А среди административного персонала их еще меньше – каждый десятый.

За семьдесят лет советской власти в школы пришло много предс­тавительниц слабого пола, и теперь образовательный процесс держится на их плечах.

Призыв вернуть в школу мужчин-педагогов так пока и остался призывом. Хочется надеяться, что модернизация образования, повышение уровня доходов учителей всё же решат и эту проблему. И имеющийся перекос в сторону «женского» воспитания мальчиков в стенах школы уйдет в прошлое.

 Жильё для специалистов

Для закрепления педагогов на селе существенную роль играет помощь в приобретении жилья.

В крае действует программа «Ипотека для молодого учителя». По её условиям начинающий специалист имеет возможность получить кредит по льготной ставке в размере 8,5 процента. Кроме этого, предоставляется социальная выплата по ипотеке для уплаты первоначального взноса не более 20 процентов от суммы кредита. В этом году оформлены и представлены в Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка документы на четыре семьи молодых педагогов района для участия в программе.

Также более десятка учителей пожелали стать участниками народной ипотеки и открыли счета в Сбербанке с целью накопления средств на улучшение жилищных условий с получением социальных выплат из краевого бюджета.

В районе к тому же действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». В текущем году два её участника-педагога получили социальные выплаты на строительство дома в размере 1 млн 155 тыс. рублей и покупку квартиры на первичном рынке жилья – 1 млн 8 тыс. рублей.

Н. Чиж.