Отношение некоторых наших людей к матушке-природе одновременно потребительское и наплевательское. Как будто не они, а какие-то залётные пришельцы из других миров пьют эту воду, едят то, что обитает в реках, и дышат окружающим нас воздухом. Перевоспитать таких, похоже, невозможно.
За последние десятилетия в районной газете подготовлена уйма критических публикаций о незавидном состоянии нашей среды обитания, и, казалось бы, всё основное уже давно сказано и много раз повторено. Однако последняя поездка, предпринятая по Павловской, точнее – поселку сахарного завода, ошарашив увиденным и услышанным, заставила сделать еще один неутешительный вывод: отдельные представители гомо сапиенса давно уже перестали быть таковыми, поскольку с упорством обреченного неистово рубят сук, на котором сидят.
Вот как закон единства и борьбы противоположностей проявляется в экологической сфере: павловские энтузиасты зарыбляют Сосыку сазаном и карпом для того, чтобы через несколько лет вылавливать подросших водных обитателей и употреблять их в пищу. Но они, видимо, понятия не имеют о том, какая это будет рыба! В речку через упомянутый ручей уже не один год (!) сбрасываются канализационные стоки от домовладений некоторых жителей поселка. Возможно, и на их обеденном столе через какое-то время периодически станет появляться отравленная ими же самими рыба. Но они об этом по привычке ничего не узнают. Даже какая-нибудь последующая хворь не откроет им глаза на очевидное.
Лучше уже ничего не знать и ни о чем не думать! Так легче!
Вот как эта печальная история материализуется.
Во время прошлого рейда по сансостоянию райцентра несколько месяцев назад мы уже упоминали довольно-таки хитрую (не просто ее найти!) улицу Дзержинского в поселке. На сей раз она нас привлекла двумя кострами, дым от которых быстро распространялся по округе. Стало немного жалко тех, кто всё это безропотно глотает.
Возле одного из костров стоял высокий человек с граблями. Как только поинтересовались, зачем он развел всю эту дымовуху, реакция последовала неожиданная.
Лучшая защита – нападение, видимо, решил В.С. Зябкин, и пошел напропалую в атаку.
– Я живу на 5 тысяч рублей, вместо того чтобы помогать, вы меня душите, я этого не потерплю! Да как вы смеете!
И так далее, и тому подобное. Пенсионер в порыве праведного гнева забыл, что это он сам душит окружающих ядовитым дымом, а не мы – его, впервые в жизни увидевшие.
Справедливости ради надо сказать: как только Виктор Савельевич услышал слово «россельхознадзор», он сразу же притих и уже через пару минут благоразумно залил костры водой.
Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку. Но нет! Через четверть часа вновь столкнулись с Зябкиным.
Но прежде пообщались с жительницей дома № 1 на все той же улице Дзержинского З.Н. Пономаренко. Зоя Николаевна уложила на подходящие к ее двору камыши от Безымянного ручья толстый слой строительного мусора неизвестного происхождения. Рядом с водой станичница разводит костры, в которых сжигает все, что ей заблагорассудится. Но и это цветочки. А вот и ягодки!
Нарушительница экологических норм с поразительной откровенностью поведала:
– С правой и левой стороны улицы жители домов давно уже сделали себе канализационные отводы. А от меня вред совсем небольшой! Я ведь ничего не сливаю в ручей!
Действительно, всё познается в сравнении. Клоачные трубы – они удобно проложены под землей – живущих на улице пламенного революционера на сбросе в ручей дополнительно маскируются камышом. Совершенно ничего не видно! Голь ведь на выдумки хитра. Взяли да и решили запросто коммунальную проблему! Главное – бесплатно! А на то, что вся эта зараза систематически сливается в реку, начхать!
В ряду тех, кто отличается крепкой хозяйственной хваткой и находчивостью, и уже знакомый нам пенсионер Зябкин. По просьбе вышеупомянутой З.Н. Пономаренко Виктор Савельевич удлинил прошлым летом сточную трубу, протянув её поближе к камышам, чтобы не мозолила глаза, спрятав таким образом концы в воду.
Когда мы, развернувшись на машине, вновь подъехали к дому Виктора Савельевича и поинтересовались, имеет ли его участок канализационный сток в ручей, ответ после некоторого колебания последовал утвердительный. И уже не было никаких агрессивных претензий по поводу того, что его «душат».
После подобных откровений всё становится на свои места: люди готовы гадить где угодно, лишь бы всё было шито-крыто и никто не ловил их за руку на месте экологических преступлений.
Подъехали к магазину «Кубань» на улице Щорса. Амброзию с тыльной стороны после прошлой критики скосили, но на месте карантинных сорняков сегодня – россыпь полиэтиленовых и стеклянных бутылок. Вывеску ЖКХ сахзавода (теперь это неизвестно чья вотчина) с соседней огороженной территории сняли, но порядка как не было, так и нет – та же захламленность и высохший, достоявший до зимних холодов бурьян.
Подчистили и задворки бывшего мебельного магазина (теперь здесь склад), находящегося по соседству, но тяга обывателя загаживать «привычную» территорию поистине неистребима – опять полно мусора, пачек из-под презервативов и сигарет, бутылок, обрывков полиэтиленовых пакетов и т.д.
Два работника склада подтвердили: они не успевают убирать за магазином – через каких-то пару недель тыльный участок опять делается захламленным.
В поселке немало замусоренных мест, которые не замаскирует никакой снежный покров. К примеру – две больших кучи спиленных веток, лежащих между территорией неработающего хлебокомбината и пятиэтажкой. Или взять, скажем, ставшие притчей во языцех мусорные кучи, граничащие с территорией базы хозтоваров «Слон» – у гаражного кооператива. Между первым и вторым рядами «домов для машин» видна целая гора бытовых отходов. Даже холод не препятствует распространению клоачных миазмов. Подозреваем, что монблан скоро превратится в джомолунгму. Ведь дурной пример столь заразителен.
Подъехали и к еще одной, давно знакомой, гаражной территории – возле «Танка». Видно, что убирали, по крайней мере пытались, но нечистоты как по мановению волшебной палочки вновь вернулись «на круги своя». Многолетнюю привычку мусорить в определенном месте как условный инстинкт не выжечь каленым железом. Хотя последнее – не более чем гипербола. Ведь никто у нас ничего не выжигает. Да, речь идет о банальном и хроническом неприменении властью существующих законов – Краснодарского края, например, или Кодекса об административных правонарушениях. Безнаказанность всегда порождает наглость и веру в собственную неуязвимость. Но чтобы наказать, надо поймать на месте преступления. Никто по-прежнему никого не ловит. А зачем! Пусть лучше всё будет так, как есть…
А. Черный,
замначальника Павловского межрайонного отдела Россельхознадзора.
Е. Власенко,
сотрудник редакции.
P.S. Павловские рыбаки во главе с А.Н. Дербибой собираются обратиться в прокуратуру по поводу выявленных безобразий, а заодно – и в Роспотребнадзор. Отравители должны нести ответственность.