На экспертизу в российский фонд «Сколково» специалисты ООО «Экспериментальный завод Павловский» подали проект. Называется он «Разработка и производство высокоэффективных топливных насосов высокого давления распределительного типа принципиально новой конструкции». По результатам оценки земляки получили 27 баллов из 30-ти возможных (качество проработки проекта – на уровне ведущих научных центров страны. Кстати, переходной балл – 16, то есть «в запасе» еще 11). Что теперь, каковы следующие шаги павловчан? Рассказывает вице-президент завода по инновационому развитию Роман Таравков:
– Копия свидетельства, которое торжественно получим на церемонии в декабре в Москве, будет передана в налоговую инспекцию для получения льгот: предприятие-участник освобождается от налогов на прибыль и на имущество, оплачивает начисления на оплату труда в размере 14%, а не 34%, как другие предприятия в настоящее время. Следующий этап – написание заявки на грант (занимаюсь этим в настоящее время).
Проект планируется реализовать с участием ООО «Экспериментальный завод «Павловский», мощности которого будут использованы на этапе серийного производства насосов. Кстати, наш насос, кроме надежности, компактности и небольшого количества потребляемой на выполняемую работу энергии (накачку топлива и распределение его по цилиндрам дизеля), добавит двигателю новое, совершенно недоступное качество. Он лишится присущего ему раздражающего стука, по которому большинство автомобилистов может легко отличить дизель от бензинового двигателя. Таким образом мы поспособствуем еще более широкому использованию дизелей на автотранспорте. Новый насос будет применяться в качестве самостоятельного, накачивающего топливо и распределяющего его по цилиндрам двигателя, устройства (вариант насоса распределительного типа) или в качестве магистрального насоса в модной сейчас топливоподающей системе аккумуляторного типа.
Разрабатываемая конструкция, базирующаяся на новом преобразователе возвратно-поступательного движения во вращательное (и наоборот), может быть применена для производства компрессоров, перекачивающей техники, компактных и мощных двигателей внутреннего сгорания. То есть проект имеет большой коммерческий потенциал.
А. Алексеева.
Проект «Разработка и производство топливного насоса высокого давления распределительного типа новой конструкции»
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) – это наиболее распространенный источник энергии для транспортных средств. При этом наиболее распространенным двигателем, используемым в автомобильном, морском, железнодорожном, технологическом транспорте, на тракторах, в сельскохозяйственной технике, а также в малой энергетике, является дизельный двигатель. Даже легковой автомобильный транспорт в настоящее время переходит на данный тип двигателя. Такое распространение дизельных двигателей связано с тем, что они имеют самый высокий КПД, а, следовательно, самые экономичные, при применении современных систем подачи топлива и самые экологичные; имеют большой эксплуатационный ресурс, могут работать на дешевом топливе, произведенном не только из нефти, но и из отходов переработки сельскохозяйственной продукции (биодизель) и т.п. Однако у дизельных двигателей есть и не достаток: высокие требования к топливной аппаратуре, от эффективности работы которой зависит и эффективность работы дизельного двигателя. Основой топливной аппаратуры является топливный насос высокого давления (ТНВД), который обеспечивает подачу топлива в цилиндры двигателя.
В настоящее время у в России полностью отсутствует производство топливных насосов для дизельных двигателей малого и среднего литража (одноплунжерных ТНВД распределительного типа), которые можно эффективно использовать в автомобильном транспорте и в других транспортных и технологических машинах, а это, в свою очередь, приводит к тому, что не производятся дизельные двигатели для легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых автомобилей малой грузоподъемности и других технологических и транспортных средств.
Производимые у нас в стране топливные насосы (ОНМ-4, НД-21/4), которые в основном используются для тракторов, сельскохозяйственной техники, очень сложны конструктивно, не развивают высокого давления впрыска, не надежны и не обеспечивают возможность применения современных микропроцессорных систем для управления подачей топлива в цилиндры ДВС.
Производимые за рубежом ТНВД фирмами «Bosch» и «Lucas-CAV», используемые в топливной аппаратуре большинства автомобилей и технологического транспорта зарубежного производства, имеют очень высокую стоимость, обусловленную конструктивной сложностью, высокой точностью изготовления деталей и требуемой культурой производства. Помимо этого они обладают рядом недостатков: требуют высокого качества дизельного топлива, имеют повышенную шумность при работе, а также энергетические затраты на их привод и др.
Научно-технической задачей проекта является проведение опытно-конструкторских работ по доработке конструкции предлагаемого командой проекта ТНВД с целью создания надежного и эффективного насоса, а также последующая организация его серийного производства.