Об очередях пишут много, подробно и со знанием дела, так как не найдется в районе человека, который бы не испытал на себе это изматывающее душу и нервы состояние. Редакция газеты обратилась к читателям с просьбой рассказать о том, где и когда им приходится терять время на ожидание различных услуг. Откликов пришло на удивление мало. То ли очереди население не волнуют, то ли люди смирились с неизбежными потерями времени и считают их неминуемым злом.

Корреспондент газеты побывала в местах оплаты коммунальных услуг трижды: 23 ноября, 7 и 10 декабря.

Больше всего людей толпилось у окошек отделения почтовой связи на ул. Горького 10 декабря. Не менее пятидесяти человек в 10.30 утра выжидали своей очереди у трех окошек в большом зале и одного – в малом (посылочном).

Когда-то решением главы района был образован единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ), который размещался на почтамте. Клиенты выстаивали очередь к его специалистам, получали на руки квитанции и с ними (опять же по очереди) обращались в кассы почтамта, где оплачивали коммунальные услуги. Хочешь не хочешь, а выстаивать приходилось две очереди.

Сегодня ЕРКЦ реорганизован и практически не существует. Процесс по приему платежей упростился, так как очередь одна и работник почтовой связи и распечатывает квитанции, и принимает деньги одновременно. Но в выигрыше не остался никто, так как длительность процедуры не изменилась.

Побывала в указанные дни в отделении и дополнительном офисе Сбербанка России, офисе «Краснодаррегионгаз» и участке «Кубаньэнергосбыт».

Общее впечатление, что поток клиентов накрывает эти подразделения как волна во время прилива, пик которой – 8-10 число каждого месяца. Затем следует спад и отлив до обмеления: у касс появляется один-два человека в день. И так продолжается из месяца в месяц.

Опираясь на правила предоставления коммунальных услуг, попробуем хотя бы попытаться найти выход, который устроил бы обе стороны: и абонентов, и организации, принимающие оплату.

По правилам граждане-потребители обязаны ежемесячно снимать показания своего прибора учета (электроэнергии, газа, воды и т. д.) в период с 23 по 25 число текущего месяца, передавать данные в снабжающую организацию и оплачивать их до 10 числа следующего месяца. Вроде бы все ясно и четко. Однако на практике получается не совсем так. Счета на оплату услуг приходят в разные сроки. К примеру, на электроэнергию с 7 по 10 число, на сетевой газ – ближе к середине месяца. И, как не крути, заниматься платежами большинству абонентов приходится дважды в месяц.

Есть ли выход? Для абонента есть несколько вариантов. Первый – отпрашиваться с работы и выстаивать очередь на почте, второй – оплатить через терминал или банкомат, третий – по Интернету.

Часть работающего населения решило для себя не заморачиваться и платить 23, 24 или 25 (а лучше выбрать постоянным одно число) через терминал или Интернет. В этом случае оплата поступает поставщикам буквально через несколько часов, да и данные прибора учета – тоже. Отпадает необходимость сообщать последние по телефону.

По почте этого не получится, так как сведения об оплате 23-25-го поступают поставщику после 26 числа, то есть с небольшой задержкой и уже не учитываются компьютером при распечатке квитанций-счетов за истекший месяц. Отсюда недоумение абонентов при их получении, жалобы и обиды.

Есть и такие абоненты, которые платят за природный газ следующим образом. Справедливо рассудив, что семейная казна (за редким исключением) из месяца в месяц остается одинаковой, а платежи за газ (в многоквартирных домах – за тепло) вырастают сезонно, некоторые абоненты, начиная с мая, вносят оплату авансом. К примеру, в мае за газ поставщик берет совсем немного, но на его счет абонент перечисляет, скажем, две тысячи рублей. И так ежемесячно до начала отопительного сезона. К 1 октября на счету абонента уже будет накоплена неплохая сумма, которая в период зимних холодов позволит продолжать ежемесячную оплату в прежнем объеме.

Как стало известно редакции, пенсию на банковские счета или пластиковые карты перечисляют только четвертой части пенсионеров. Остальные, а это около 15 тысяч человек, получают её наличными через почтальонов. Вот они-то и составляют основную часть очередников у касс почтовых подразделений. Люди пожилые, а значит, дисциплинированные, мчатся платить за услуги буквально на следующий день после получения счетов-квитанций. И стоят у касс прямо до упада.

Далее. Разносят счета, скажем за электроэнергию, с 7 по 10 число месяца. Как раз на эти числа и приходится пик посещений почты и участков, принимающих оплату коммунальных услуг.

Если вспоминать прошлое, то с 1 по 10 число месяца всегда наблюдался ажиотаж плательщиков. Но введение санкций в виде оплаты по нормам в случае несвоевременного сообщения данных приборов учета, заставляет абонентов штурмовать кассы и пункты оплаты коммунальных услуг буквально на следующий день после получения извещений-квитанций.

Спросите, где выход? А его не знает никто. Даже те руководители подразделений, которым ежемесячно приходится выдерживать атаку абонентов. Их штаты, не рассчитанные на подобный приток клиентов, с трудом справляются в период пиковых нагрузок. И напрасно работники почты, участка энергосбыта и других контор взывают к клиентам с просьбой выбрать другие дни месяца и часы дня для оплаты, когда нагрузка на операционные окна меньше. Всё начинается от печки, то бишь извещений-квитанций. Они приходят всем практически одновременно, а сроки оплаты ограничены правилами.

Когда что-либо изменится в лучшую сторону, не знает никто. Очевидно, как и часто бывает в нашем царстве-государстве, правила, придуманные наверху, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня внизу. Да и кто брал в расчёт удобства абонентов? Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. Поистине бессмертными стали слова, сказанные когда-то экс-премьер-министром В.С. Черномырдиным.

Н. Чиж.