Сегодня в Незамаевской проживает 23 фронтовика из 400 вернувшихся с войны. И один из них – Тимофей Пантелеевич Удовенко.
Он – коренной незамаевец, 22 января ему исполнилось 90 лет, участник Сталинградской битвы, инвалид войны.
Родители рано ушли из жизни. Тимофей и его старший брат Иван воспитывались у деда Алексея Матвеевича Литвиненко. Получив начальное образование, Тимофей начал работать, приобрел специальность шофера и был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке в автобате.
К середине лета 1938 года японцы, подтянув к нашей границе боевые соединения, спровоцировали конфликт. Императорские войска были наголову разгромлены у озера Хасан. За проявленный героизм Т. Удовенко был награжден орденом Красной Звезды.
После демобилизации вернулся домой, работал мотористом на электростанции. Но началась Великая Отечественная война, и Тимофей с первых дней оказался на фронте.
Запомнился незамаевцу бой у Матвеева Кургана. Тогда за два часа от нашей стрелковой дивизии осталось всего около сотни солдат. Выжившие вернулись в Ростов на пополнение и перегруппировку. Удовенко попал в истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду 57-й армии. Она под командованием Ф.И. Толбухина была развернута по приказу Ставки с целью надежного прикрытия подступов к Сталинграду на внешнем обводе на участке от Красного Дона до Райгорода. Двести дней и ночей на огромной территории в междуречьи Волги и Дона не стихали ожесточенные бои. О них и сейчас помнит ветеран, дорожа полученной в те годы наградой: медалью «За оборону Сталинграда».
После завершения Сталинградской битвы весной 1943 года гвардейская истребительно-противотанковая артиллерийская дивизия, в составе которой воевал земляк, освобождала Новочеркасск, Сталино (Донецк), Мариуполь и Мелитополь.
Земляку запомнились бои на Перекопе и Южном Сиваше. Перед боем командование обратилось к ним с воззванием: «Воины! Пусть на наших сталинградских и донбасских знаменах засияет слава освобождения Крыма».
– И мы рванули, – говорит старшина. – Но прорывали вражескую оборону тяжело. Наша артиллерия была на конной тяге, с большими потерями переправлялись вброд через Сиваш.
В мае 1944 года Крымская операция была закончена полным разгромом немецкой группировки. Дивизию, в которой воевал наш станичник, срочно отправили железнодорожными составами в Молдавию. Дальше были румынский город Плоешти и сплошная гряда нефтяных вышек. Дошли до Венгрии, взяли Будапешт. Потом наступали на Австрию, взяли Вену.
Слушал я эти простые солдатские «пошли», «взяли» и думал: сколько же неимоверных сил и человеческих жизней, бессонных ночей и дней затрачено нашими героическими солдатами, чтобы пробить дорогу к победе! Читаю на выцветшем бланке: «Гвардии старшине Удовенко Т.П. Приказ № 306 от 24 марта 1945 года. Маршал Советского Союза Сталин. Вам объявлена благодарность за участие в разгроме танковой группировки немцев юго-западнее Будапешта и в овладении городами Секешфехервар, Мор, Вестрем, Эньице и 350 другими населенными пунктами».
В Будапеште дивизия получила новенькие американские 56-миллиметровые пушки, прицепленные к автомашинам-вездеходам типа «виллис». Старшина Удовенко с радостью сел за баранку тягача.
Я поинтересовался, при каких обстоятельствах он получил медаль «За отвагу». Гвардейская батарея, в которой воевал Т. Удовенко, была на виду у командования, её всегда направляли туда, где готовился прорыв. Дело было в Австрии. Батарея вела разведдозор, попала в засаду, под минометный огонь. Удовенко получил ранение, но успел подцепить пушку и вырваться из ловушки с боевым расчетом без потерь. Сам же станичник с многочисленными осколочными ранениями в голову и спину был госпитализирован. Поправился, вернулся к боевым друзьям, которые готовились к переброске в Германию, на штурм Берлина и тут уже узнал о награде.
Под Берлином гвардейцы-артиллеристы получили задание – блокировать вылеты вражеских самолетов из ангаров подземного аэродрома. Ни одна вражеская машина так и не взлетела – постарались Тимофей и его товарищи. После взятия Берлина Т. Удовенко еще год служил в Австрии.
В его деревянной шкатулке бережно хранятся документы и боевые награды. Среди них и медали «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Вот такими нелегкими дорогами прошел с первых дней войны и до победы наш станичник Тимофей Пантелеевич Удовенко.
В. Гуркалов.
Ст. Незамаевская.
(материал был опубликован в газете “Единство” в феврале 2005 года)