Когда на преступления идут самые молодые

В мае прошлого года оглашен приговор суда в отношении четверых участников преступления, совершенного двумя-тремя месяцами ранее. В нашей газете об этом происшествии на хуторе Бейсужек была только очень короткая информация. Теперь когда известны все подробности случившегося, можно более обстоятельно поговорить о том, почему подростки оказываются втянутыми в криминальные действия.

Именно потому, что речь ниже пойдет о несовершеннолетних, их фамилии придется опустить – таковы требования закона.

Однако не они, самые молодые, стали движущей силой того, что произошло 12 февраля 2012 года на названном хуторе.

Самый старший в преступной группе – Р. Молоков, 1984 г.р. Человек этот, нигде не работающий, трижды привлекался к административной ответственности за пьянство в общественных местах. Тяга к спиртному подвела Романа под монастырь и на этот раз. Но за его плечами в его прошлой «хабаровской» жизни – довольно-таки серьезное и одновременно редкое преступление: похищение человека. Получил за него шесть лет лишения свободы. Приговор этот был вынесен в 2003 году на Дальнем Востоке. В 2010-м Молоков, отсидев положенное, перебрался на Кубань, временно обосновавшись на хуторе Память Ленина Выселковского района. Данный населенный пункт, если кто-то не знает, находится в непосредственной близости от хут. Бейсужка. А еще Роман – женатый человек, имеющий на иждивении малолетнего ребенка.

Второе по значимости действующее лицо этого криминального сюжета – В. Федоров, 1990 г.р. Он, как и его старший товарищ, – уроженец Хабаровска. Нигде не работает. Этот холостой человек в 2010-м был осужден к двум годам лишения свободы условно за угон транспортного средства без цели хищения. Наказание свое, однако, не отбыл, когда совершал новое.

А теперь – о подростках. Володя родился в 1996 году, а Слава – в 1995-м. Оба – уроженцы хутора Память Ленина. Проживают с матерью. Один учится в школе, другой – в училище.

Совершенно ясно, что сами Володя и Слава не решились бы на преступление. В него их вовлек Роман Молоков.

Этот человек, будучи под воздействием алкоголя, 12 февраля 2012 года около 21 часа оказался в Бейсужке. Вместе с ним в нашем районе находились Федоров и двое подростков. Решение самый старший принял следующее: ограбить торговый павильончик. Для этого заезжие налетчики под покровом ночи – часы показывали около девяти вечера – сорвали навесной замок на двери и проникли внутрь. Брали с полок, как не совсем отдававшие себе отчет в том, что делают, – все подряд: воду «Спрайт», грибное ассорти, батончик «Сникерс», жевательную резинку, йогурт, сосиски, презервативы, изоленту, конфеты, консервированные ананасы и т.д. Со всем этим добром скрылись с места происшествия. Материальный ущерб, по сути, ничтожный. Каких-то 1644 рубля! Так могло быть, если бы не В. Федоров, решивший скрыть следы преступления. Он поджег торговый павильон на улице Горной, и в итоге ущерб, нанесенный владельцам торговой точки, возрос неимоверно – до 319,6 тыс. рублей.

Попытка Владимира выйти сухим из воды оказалась тщетной: буквально на следующий день после кражи и поджога имена преступников были известны правоохранительным органам. Да иначе, видимо, и быть не могло. Ведь молодых ребят накануне произошедшего видели возле магазина.

Похищенное при понятых было изъято в домовладении несовершеннолетних братьев. Оно лежало в металлической бочке. Следы пальцев остались на похищенных товарах. Следователи забрали также некоторые орудия преступления, хранившиеся в доме братьев-подростков: пять ключей на связке, две пары перчаток, металлический лом, замок и спортивную сумку, куда складывалась добыча.

Со старшими парнями в этой группе все более или менее ясно. Младшие тоже, возможно, приобщились к неправедной вылазке не случайно. Они воспитывались в многодетной семье одной матерью. Отец умер. Оба стоят на учете в отделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по Выселковскому району. Один – в придачу – и на учете у психиатра. Диагноз – умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения. Парнишка нередко обманывал мать, не любил ей помогать по дому. Все эти данные учитывались судом при вынесении приговора.

Надо сказать, что вину свою все четверо признали в полном объеме. В соответствии со ст. 51 Конституции РФ отказались от дачи показаний, подтвердив то, что было сказано ранее – в ходе предварительно расследования.

Молоков проведет в исправительной колонии общего режима один год и пять месяцев, Федоров – полтора года. Что касается братьев, то им дали по 80 часов обязательных работ. Не самое лучшее, несмотря на мягкость приговора, начало жизни. Но вряд ли история взаимоотношений подростков с теми, кто ранее совершил тяжкие и особо тяжкие преступления, могла бы быть иной, то есть с благоприятной концовкой.

В каком-то смысле неприкаянным Вове и Славику повезло – ведь их могли втянуть и в гораздо более серьезный криминал. Такой, при котором обязательными работами они не отделались бы.

А. Кузнецов.